Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть скорректированы с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Иногда в литературе можно встретить иное название этого нарушения: ретардация («retardation»), означающее запаздывание или остановку развития отдельных психических функций.
Дети с задержкой психического развития. Классификация
Существует несколько классификаций задержки психического развития у детей. Одна из самых поздних классификаций ЗПР была предложена в 1980 году К. С. Лебединской.
Автор разделила детей с ЗПР на 4 группы:
-
Задержка психического развития конституционального генеза.
-
Задержка психического развития соматогенного генеза.
-
Задержка психического развития психогенного генеза.
-
Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
Остановимся немного на каждой из групп ЗПР.
Задержка психического развития конституционального генеза
Эта группа детей характеризуется наследственно обусловленным психофизическим или психическим инфантилизмом. Инфантилизм при этом может быть «гармонический». При гармоническом инфантилизме дети характеризуются детским поведением, эмоционально-личностной незрелостью, а телосложение как правило гармоничное, субтильное.
Во втором случае «дисгармонический» инфантилизм сопровождается также незрелостью психики, а поведение и личностные характеристики имеют патологические свойства. Отмечаются истерики, эгоцентризм, демонстративное поведение, аффективные вспышки.
Задержка психического развития соматогенного генеза
Такой тип ЗПР характерен для детей, имеющих хронические заболевания (сердце, почки, эндокринная система, частые инфекционные заболевания и т. д.). Психическое развитие таких детей тормозится из-за компенсаторных реакций, возникающих в условиях воздействия неблагоприятных факторов (астения), которыми и являются хронические или часто повторяющиеся соматические заболевания (например, инфекции).
Очень часто таких детей излишне опекают, в результате чего формируется неуверенность в себе, безынициативность, робость, низкая познавательная активность, недостаточный сенсорный опыт, малый круг общения.
Задержка психического развития психогенного генеза
Как правило, данное нарушение возникает из-за неблагоприятных условия воспитания ребенка. Это социально неблагополучные семьи, дети, воспитывающиеся в условиях интерната, родителями, страдающими психическими заболеваниями и т. д. У детей может наблюдаться как агрессивность, эгоистичность поступков, импульсивность, так и робость, страхи, отсутствие воображения.
Задержка психического развития церебрально-органического генеза
Это тип ЗПР встречается наиболее часто у детей. В данном варианте наблюдаются наиболее выраженные нарушения познавательного и эмоционально-волевого развития. У ребенка задерживается развитие предметной, речевой, игровой, учебной деятельности. Формирование произвольности сильно запаздывает по сравнению со сверстниками.
Интервенционные стратегии
При каждом типе задержки психического развития можно выстроить определенную интервенционную стратегию.
Первый тип ЗПР один из самых благоприятных для выстраивания стратегии. В данном случае может назначаться медикаментозная терапия при работе над коррекцией поведения, а также индивидуальный маршрут развития для исправления тех отклонений в развитии, которые были диагностированы у ребенка.
Второй тип ЗПР также достаточно благоприятен в работе с ребенком. Стратегия будет построена с учетом работы над стилем воспитания, в случае наличия гиперопеки, а также развития областей, которые были нарушены в результате травмирующего фактора, в том числе физическом и познавательном развитии.
Эффективная стратегия при третьем типе ЗПР - это прежде всего исключение, перестройка негативного семейного климата, а также преодоление изнеживающего или отвергающего стиля воспитания ребенка в семье.
Самый сложный процесс построения интервенционной стратегии при четвертом типе ЗПР. В данном случае чаще всего требуется подключение медикаментозного лечения, а также психолого-педагогического воздействия. Как видим из описания, требуется работа во всех видах деятельности на протяжении раннего, дошкольного, младшего школьного детства. Некоторые дети не выходят на полную компенсацию даже после окончания средней школы и инфантилизм сохраняется и далее.
Поэтому коррекционная работа в сочетании с медикаментозной может понадобиться на протяжении всего периода развития ребенка до 15-16 лет. Большая часть детей будет компенсирована к окончанию младшего звена школы, меньший процент детей выпускаются из детского сада, преодолев все трудности, как правило остается коррекционная работа и в младших классах.
Таким образом, задержка психического развития чаще всего не звучит, как приговор, и успешно поддается коррекции при исключении фактора, который ее вызвал.