/
Учителю

Культура разнообразия в классе: работа с предрассудками и стереотипами

318
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ»

Большинство из нас любят путешествовать и готовы на это тратить огромные деньги, нравятся нам смотреть мир, познавать его культурное разнообразие, однако одно дело быть туристом, другое - учителем в классе, где существует разнообразие культур вместе с предрассудками и стереотипами (одно без другого практически невозможно).

Культурное разнообразие: уважение и наследие

Итак, культурное разнообразие — это наличие множества самых разнообразных культур в отличие от монокультуры или стирания культурных различий. Априори в данное понятие включён феномен - УВАЖЕНИЕ к особенностям культур, носителям культуры. Если человека уважают, значит, признают его права и потребности, а также считаются с его убеждениями.

Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая ЮНЕСКО в 2001 году, признает культурное разнообразие «общим достоянием человечества» и считает его охрану этическим обязательством, неотделимым от уважения человеческого достоинства.

Первое в мире фундаментальное исследование, посвященное изучению культурного разнообразия, было проведено в СССР Институтом этнографии им. Миклухо-Маклая. По итогам работ в 1964 году был опубликован «Атлас народов мира». Любопытная вещь, которая даже в условиях глобализации не потеряла своей актуальности.

Предрассудки и стереотипы в образовательной среде

Теперь давайте рассмотрим, почему культурное разнообразие зачастую в школе не приносит радость, а наоборот - формирует напряжение, тревожность, снижает качество образования и мало как связно с реальным уважением Иного, Другого, Разного?

Первая причина

Предрассудки (англ. prejudice) — стереотипное представление о личности, группе, общности. Как правило, спецификой стереотипов считается то, что они выражают, формируют и поддерживают циничное, враждебное и/или фобическое отношение к какой-либо группе или общности (расовой, этнической, гендерной, возрастной, профессиональной, политической, религиозной, территориальной и т. д.).

Основная функция предрассудков в психологической жизни человека - ценностно-экспрессивная или Я-защитная - даёт носителям предрассудков ложное чувство превосходства над теми, кого представляют как низших и менее достойных.

Вторая причина

Стереотипы - это упрощённое, заранее принятое представления о предметах и явлениях действительности, не вытекающее из собственного опыта.

В целом основные функции стереотипов заключаются в адаптации к внешнему миру, к новшествам, изменениям, упрощение, схематизация действительности; стереотип работает с социальными потребностями и относит человека к определённой социальной группе, выполняя все те же защитные механизмы.

Учитель против стереотипов: стратегии и решения

В экспериментальной психологии очень распространены опыты по изучению предрассудков и стереотипов, один из самых популярных прошёл в 1968 г.

Джейн Эллиот, школьная учительница, решила продемонстрировать своему классу, как работают предрассудки. Она связала цвет глаз детей из своего класса с высоким или низким статусом. Нам этот эксперимент позволяет понять, что без системной работы в этом направлении мы обречены на конфликты, буллинг, напряжение.

Рассмотрим механизмы формирования стереотипов/предрассудков для того, чтобы взять их под контроль

  1. Социальное обучение - процесс, при котором люди усваивают нормы, установки и поведение, наблюдая за окружающими (помните, лучший метод воспитания - ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР). Дети раннего возраста впитывают стереотипные представления со стороны родителей, сверстников и средств распространения информации. Так, например, наблюдение за тем, как взрослые относятся к представителям группы, может создать у ребёнка предвзятость, которая будет сохраняться во взрослой жизни («полные люди отвратительны - буллинг полного ребёнка»).

  2. Когнитивные процессы - люди склонны упрощать информацию, чтобы её было легче воспринимать, это приводит к обобщениям: когда ребёнок сталкивается с каким-либо проявлением ДРУГОГО человека, он может перенести эти характеристики на всю группу (например, «все чеченцы склонны к насилию, потому что я когда-то посмотрел репортаж о бандитской чеченской группировке»).

  3. Групповая идентичность - защита своей групповой идентичности зачастую приводит к негативному отношению к представителям других групп, что приводит к предвзятости и, следовательно, к объективному удовлетворению.

Что же может сделать учитель в классе, чтобы остановить вредное влияние предрассудков и стереотипов

  1. Образование и просвещение - повышение уровня знаний детей и родителей о других культурах и группах, которое способствует разрушению мифов и предвзятостей: СО-бытия по знакомству с национальными группами класса, школы; кулинарные мастер-классы по приготовлению национальных блюд; «разговоры о важном» про национальную идентичность и уважение к ней, о корнях и родовой памяти; тренинги по межкультурной коммуникации на уроках изучения языков и факультативом.

  2. Личный опыт - организация личного опыта взаимодействия с другими группами: программы обмена, волонтёрские проекты, «час после каникул», где дети рассказывают свои впечатления от поездок за границу с родителями, в лагеря.

  3. Медиаграмотность (медийная грамотность) - программы медийной грамотности, которые могут помочь людям воспринимать информацию, которую они получают из средств массовой информации критически, через призму логики и фактов, а не «вау-эффекта» - безусловно здесь в помощь технология РКЧП.

  4. Педагогу важно работать над собственными убеждениями, развивать эмпатию и стремиться к более открытому восприятию мира.

Раз в итоге мы снова и снова приходим к личности Учителя, предлагаю вам проверить себя, пройдя тест.

Если результаты вас не устроили, то может заняться этой темой вплотную?!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
Современные подходы и технологии организации дополнительного образования детей
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
18
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
05.05.2025
279