Формирование позитивной самоидентификации у учеников: 5 способов поощрения уникальности и самовыражения
Учителю
Формирование позитивной самоидентификации у учеников: 5 способов поощрения уникальности и самовыражения
25.04.2025
265
Автор статьи
Галиева Светлана Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ»
Формирование позитивной самоидентификации – очень сложное сочетание слов, потому что по каждому из них написаны десятки диссертаций! И найти в них зерно, позволяющее всем педагогам и родителям действовать здраво, - сложно.
Однако давайте разберемся.
Самоидентификация (автоидентификация, аутоидентификация, идентификация); англ. self-identification — отождествление себя с кем-то / чем-то.
В простом варианте – ответ на вопрос «КТО Я?!» с точки зрения пола (мужчина/женщина), возраста (ребенок, подросток, взрослый), религии (атеист, мусульманин), профессии (будущий врач, фрилансер-поэт), социума (управленец, исполнитель, маргинал…).
Самоидентификация – всегда продукт сознательных стремлений и усилий личности, а не побочный эффект стихийных процессов подражания, заражения, психологической защиты, результат внешнего внушения и воспитания.
Самоидентификация изменчива под влиянием обстоятельств, жизненного этапа, травм, но в конечном счете определяется ВЫБОРОМ человека растущего!
Что будет красным флагом несформированной идентификации
Отсутствие смыслов деятельности, поддерживающих принципов («зачем мне учиться», «это не пригодится», потерян интерес к деятельности: игре, труду, общению, учёбе).
Неадекватная самооценка («я глупый», «я и так все знаю лучше других», «я не справлюсь без него/неё»).
Страх ошибок (ошибки катастрофизируются, глобализируется или отказ от действий из-за боязни ошибок).
Жизнь в прошлом / будущем, игнорирование реальности («когда поступлю в универ», «раньше я был быстрее»).
С таким детьми профессиональная задача психологов, педагогов обеспечить именно процесс идентификации, в результате которого ребенок сможет назвать семь «Я», не только в рамках социальных ролей (сын, ученик, человек, но и с их характеристиками – заботливый сын, будущий врач, сильный мужчина).
Видите разницу?!
Что значит поощрять уникальность и самовыражение учеников?
Это дать ребенку возможность раскрыть свой потенциал (от лат. potentia — сила, мощь), совокупность всех имеющихся возможностей.
Поддержать – не дать упасть, стать опорой на время, а поощрять - содействие осуществлению, появлению/проявлению, развитию чего-либо.
Для поддержки и поощрения достаточно соблюдать ряд правил
Дайте ребенку возможность испытывать Default Mode Network, DMN или по-русски «дефолт мозга» - обеспечение пассивного режима работы мозга, без внешней стимуляции; DMN активизируется, когда ребенку скучно, когда его не веселит гаджет и учитель… состояние покоя… только «ребенок и потолок», «ребенок и ковер с рисунком»… в этом состоянии и рождаются идеи, понимание того, что мне интересно, что наполняет мою жизнь.
Покажите разнообразие мира - нельзя понять, что ты хочешь быть психологом-экспериментатором, если ты не знаешь ни одного социального эксперимента и не видел, как это меняет жизнь людей. Для этого нужны включенные профессиональные пробы, мастер-классы от профессионалов и симуляторы (для полетов, управления поездом и пр.)
Научитесь учить от Радости (вместо красной ручки - прием «зеленого карандаша» (выделять то, что получилось здорово), вместо критики - «прием бургера» (вне урока спросите, есть ли у ребенка время на комментарий его работы, покажите, что получилось, а что пошло не так, похвалите его за проявленные качества, предложите подумать еще), не «я тобой горжусь», а «ты можешь собой гордиться» (возвращаем ребенку ответственность).
Акцентируйте внимание не только на результате, он придет после 10 000 часов практики, но и на процессе! В этом процессе ребенку важна физическая, эмоциональная, вербальная поддержка – объятия, спокойный тон, улыбка, мотивирующие фразы: «ты справишься», «я вижу, как ты стараешься – это принесет результат!», «чем я могу помочь?», ну а если рядом будут орехи, фрукты и вода – считайте вы сделали все, что предлагает современная нейронаука!
Акцентируйте внимание на таких действиях как самоанализ и рефлексия: заведите «рефлексивный дневник», «записки самому себе», приучайте детей задавать себе вопросы: «Кто я есть сейчас? Кем я буду дальше? Какие мои слабые/сильные стороны? Что я умею? Чем я могу поделиться?» И фиксировать ответы, чтобы раз в четверть / полугодие сверять свой путь с целью!
Казалось бы - все просто, но знаете, что я забыла сказать про самое важное.
КОЛЛЕГИ, вам самим должен быть интересен путь, по которому вы идете с ребятами, вы сами должны быть смелыми и решительными, чтобы строить лучшее образование для лучших детей! И я уверена, вы такие и есть, иначе бы не дочитали статью до конца!
Поделитесь со всеми, кто учит детей
онлайн курс
Оценивание учебных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС
Подробнее
Читайте также
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
19
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса