/
Учителю

Формирование позитивной самоидентификации у учеников: 5 способов поощрения уникальности и самовыражения

265
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ»

Формирование позитивной самоидентификации – очень сложное сочетание слов, потому что по каждому из них написаны десятки диссертаций! И найти в них зерно, позволяющее всем педагогам и родителям действовать здраво, - сложно.

Однако давайте разберемся.

Самоидентификация (автоидентификация, аутоидентификация, идентификация); англ. self-identification — отождествление себя с кем-то / чем-то.

В простом варианте – ответ на вопрос «КТО Я?!» с точки зрения пола (мужчина/женщина), возраста (ребенок, подросток, взрослый), религии (атеист, мусульманин), профессии (будущий врач, фрилансер-поэт), социума (управленец, исполнитель, маргинал…).

Самоидентификация – всегда продукт сознательных стремлений и усилий личности, а не побочный эффект стихийных процессов подражания, заражения, психологической защиты, результат внешнего внушения и воспитания.

Самоидентификация изменчива под влиянием обстоятельств, жизненного этапа, травм, но в конечном счете определяется ВЫБОРОМ человека растущего!

Что будет красным флагом несформированной идентификации

  1. Отсутствие смыслов деятельности, поддерживающих принципов («зачем мне учиться», «это не пригодится», потерян интерес к деятельности: игре, труду, общению, учёбе).

  2. Неадекватная самооценка («я глупый», «я и так все знаю лучше других», «я не справлюсь без него/неё»).

  3. Страх ошибок (ошибки катастрофизируются, глобализируется или отказ от действий из-за боязни ошибок).

  4. Жизнь в прошлом / будущем, игнорирование реальности («когда поступлю в универ», «раньше я был быстрее»).

С таким детьми профессиональная задача психологов, педагогов обеспечить именно процесс идентификации, в результате которого ребенок сможет назвать семь «Я», не только в рамках социальных ролей (сын, ученик, человек, но и с их характеристиками – заботливый сын, будущий врач, сильный мужчина).

Видите разницу?!

Что значит поощрять уникальность и самовыражение учеников?

Это дать ребенку возможность раскрыть свой потенциал (от лат. potentia — сила, мощь), совокупность всех имеющихся возможностей.

Основа всего – реализация педагогическим сообществом технологии педагогической поддержки!

Поддержать – не дать упасть, стать опорой на время, а поощрять - содействие осуществлению, появлению/проявлению, развитию чего-либо.

Для поддержки и поощрения достаточно соблюдать ряд правил

Дайте ребенку возможность испытывать Default Mode Network, DMN или по-русски «дефолт мозга» - обеспечение пассивного режима работы мозга, без внешней стимуляции; DMN активизируется, когда ребенку скучно, когда его не веселит гаджет и учитель… состояние покоя… только «ребенок и потолок», «ребенок и ковер с рисунком»… в этом состоянии и рождаются идеи, понимание того, что мне интересно, что наполняет мою жизнь.

Покажите разнообразие мира - нельзя понять, что ты хочешь быть психологом-экспериментатором, если ты не знаешь ни одного социального эксперимента и не видел, как это меняет жизнь людей. Для этого нужны включенные профессиональные пробы, мастер-классы от профессионалов и симуляторы (для полетов, управления поездом и пр.)

Научитесь учить от Радости (вместо красной ручки - прием «зеленого карандаша» (выделять то, что получилось здорово), вместо критики - «прием бургера» (вне урока спросите, есть ли у ребенка время на комментарий его работы, покажите, что получилось, а что пошло не так, похвалите его за проявленные качества, предложите подумать еще), не «я тобой горжусь», а «ты можешь собой гордиться» (возвращаем ребенку ответственность).

Акцентируйте внимание не только на результате, он придет после 10 000 часов практики, но и на процессе! В этом процессе ребенку важна физическая, эмоциональная, вербальная поддержка – объятия, спокойный тон, улыбка, мотивирующие фразы: «ты справишься», «я вижу, как ты стараешься – это принесет результат!», «чем я могу помочь?», ну а если рядом будут орехи, фрукты и вода – считайте вы сделали все, что предлагает современная нейронаука!

Акцентируйте внимание на таких действиях как самоанализ и рефлексия: заведите «рефлексивный дневник», «записки самому себе», приучайте детей задавать себе вопросы: «Кто я есть сейчас? Кем я буду дальше? Какие мои слабые/сильные стороны? Что я умею? Чем я могу поделиться?» И фиксировать ответы, чтобы раз в четверть / полугодие сверять свой путь с целью!

Казалось бы - все просто, но знаете, что я забыла сказать про самое важное.

КОЛЛЕГИ, вам самим должен быть интересен путь, по которому вы идете с ребятами, вы сами должны быть смелыми и решительными, чтобы строить лучшее образование для лучших детей! И я уверена, вы такие и есть, иначе бы не дочитали статью до конца!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
Оценивание учебных достижений обучающихся в условиях реализации ФГОС
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
19
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
05.05.2025
280