/
Учителю

Системно-деятельностный подход. Как это выглядит на практике?

18995

Что на практике означает фраза "учитель не дает готовые знания ученикам, а только создает условия для познания"? Разбираемся с методистом образовательного центра "Каменный город" Ириной Печенкиной — и с фразой, и с ФГОС, и с тем, почему он совсем не новый.

Что такое системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход — методологическая основа ФГОС общего образования второго поколения. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Суть подхода. Не учитель дает знания в готовом виде, а ученики добывают их самостоятельно в процессе обучения и исследовательской работы. Учитель только создает необходимые условия. 

Это не новшество нового ФГОС, этой методологии уже больше полувека и корни ее — в советской системе образования, а точнее в "развивающем обучении" Даниила Эльконина и Василия Давыдова.  

Основные принципы системно-деятельностного подхода

Если кратко, то это выглядит так. Учитель создаёт условия для усвоения знаний, а ученик самостоятельно прокладывает к ним путь. При этом педагог делит с ребятами ответственность за обучение и результат. 

Что такое метапредметные результаты и как их достичь?

Принцип деятельности. Ученики — не пассивные слушатели, а активные участники образовательного процесса. Они сами ищут ответы на поставленные вопросы и учатся применять теорию на практике.

Принцип системности. Все знания, которые получает ученик, дают ему системное представление о мире. То есть информация не оторвана от контекста и не ограничивается одним школьным предметом.

Принцип минимакса. Школа предлагает ученику освоение учебных программ на максимальном для него уровне, но при этом гарантирует усвоение необходимого минимума, который прописан во ФГОС.

И все это в условиях доброжелательной атмосферы и в школе, и на уроке.

Каким образом реализуются принципы системно-деятельностного подхода

Меняется сам подход к уроку, роль учителя и применяемые им образовательные инструменты.

Как выглядит урок при реализации системно-деятельностного подхода? Если говорить откровенно, то редко какой учитель может себе позволить ежедневно проводить подобные уроки (по самым разным причинам), но в идеале это выглядит так — меняется фокус с учителя на ученика.


Для того, чтобы "системно-деятельностный" урок состоялся, у учителя должен быть другой функционал:

  1. Создать проблемную ситуацию на уроке

  2. Вести диалог с учениками, чтобы все ученики могли найти решение и критически осмыслить его

  3. Научить ребят саморефлексии

  4. Учить ребят работать как по заданным правилам, так и творчески

  5. Научить учеников грамотно дискутировать

  6. Поощрять, поддерживать и принимать "иную" точку зрения ученика

Образовательные технологии тоже должны быть другие:

  1. Продуктивное чтение

  2. Проектная деятельность

  3. Исследовательская деятельность

  4. Проблемный диалог

  5. Групповая работа

  6. Самооценивание и саморефлексия

Таким образом, хороший урок, каким его видит новый ФГОС, направлен на развитие ученика: включает мотивацию действий, знания, которые помогут действовать, и конкретные способы выполнить действие.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
382
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
203
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
240