/
Учителю

Как организовать проектно-исследовательскую деятельность в школе

4031

Согласно ФГОС дети в школе должны освоить базовые навыки проектно-исследовательской деятельности. Намерение благое, однако часто школьные «проекты» убивают инициативу и желание придумывать новое (по разным причинам). Разбираемся вместе с Виктором Имакаевым, руководителем инновационных проектов в сфере образования, как сопровождать проекты, вдохновлять на них учеников и самих себя. 

Чем отличаются проектная и исследовательская деятельности?

Часто эти виды деятельности отождествляют, но есть три ключевых отличия. 

Критерии проверки. Проектирование и исследование — два вида деятельности. Исследование делают для того, чтобы узнать что-то новое и его эффективность проверяется просто: результаты исследования либо истинны, либо ложны. Задача исследователя — добраться до истины.

К проекту эти критерии неприменимы, потому что не бывает истинных или ложных проектов. Проект либо реализуем, либо нереализуем. Если он нереализуем, то превращается в «прожект» — набор мечтаний.  

Социальные проекты в школе. Как это связано с ФГОС, чем отличаются от обычных проектов  и кто проводит?

Разумеется, есть исследовательские проекты. С другой стороны, исследование может быть частью проекта, например, при строительстве моста нужно исследовать почвы, устойчивость материалов. Но в школе эти жанры нужно различать, чтобы научить им ребенка. Это различение приведет к тому, что появятся те, кто умеют делать проекты, те, кто умеют исследовать, те, кто умеет делать и первое, и второе. 

Компетенции. В исследовании ученик должен научиться наблюдать, искать необходимый теоретические конструкт (чтобы провести социологическое исследование, нужно в теории представить те явления, которые я буду изучать), выдвигать гипотезы, ставить эксперимент, интерпретировать источники и так далее. В школе этот набор компетенций упрощен, но наблюдение, выдвижение гипотез, работа с источниками обязаны быть. 

Чтобы делать проекты, ученик должен научить переходить «от слова к делу», совершать задуманное. Очень важный навык — определение соразмерного масштаба действий. То есть ты должен браться за тот проект, который вместе с командой можешь реализовать. В проекте нужно уметь принимать решения, а  для этого нужны воля, командные навыки. Наконец, нужно уметь изменять окружающую среду или себя. Также нужно научить ребенка легитимации — объяснять другим свои планы и добиваться от них принятия, признания. 

Результаты. Результатом исследования становится текст. Ученые пишут диссертации, книги, монографии, обзоры. Чтобы стать ученым и получить научную степень, нужно написать определенное количество статей. Ученого судят по тому, что он написал. Текст публикуется, то есть «открывается» миру. И открывается он для того, что исследование можно было проверить и либо подтвердить, либо опровергнуть. Дети также защищают исследовательскую работу: открывают ее аудитории, чтобы ее могли проверить. 

Результат проекта — изменение реальности, либо внешней, либо внутренней. 

Как развивать проектные компетенции?

Исследовательская деятельность — удел немногих, а проектная активность нужна многим, вне зависимости от места жительства, склонностей и предпочтений. Так появляются предприниматели и волонтеры. Поэтому важнее обучать ребенка проектной деятельности. 

Исследовательская работа в школе. Позиция учителя, позиция родителя

Неадаптивная активность. Никто не заставляет волонтера заниматься добрыми делами, потому что они делают это сами, исходят из собственного интереса. Проект не начнется, если ребенок не позволит себе действовать в том направлении, в котором хочется. Петровский говорил, что неадаптивная активность характерна для дошколят, но начальная школа часто ее подавляет. 

Продуцирование проектных замыслов. Проектный человек все время что-нибудь придумывает. Именно поэтому он способен к такой работе. Этот этап нельзя пропускать — «неразогретые» мозги плохо работают. 

«Задумал — сделал». Нужно учить детей этому переходу. Для этого ребенок изначально должен представлять свои силы: на что он способен сам, где понадобится помощь команды, где ресурсы от педагогов. 

Преобразование социальности. То есть это не просто продукт, а продукт, из-за которого другим стало хорошо. Листовка или брошюра вряд ли изменят социальную реальность, а горка во дворе изменит. 

Масштабирование проекта. Если дети запускают радио в школе, то в следующем проекте они могут сделать это в других школах. Для этого нужно учить детей формированию проектных команд. То есть объяснять другим, доносить свои идеи и вдохновлять людей на новые дела.

Закон о просветительской деятельности: 5 изменений, которые ждут школы

Умение жить по проектному времени. Пока ребенок разрабатывает проект, его жизнь меняется. Он должен держать волю в кулаке, быть сконцентрированным. Проект становится доминантой жизни: для этого он должен делаться не ради оценки, не потому что он стоит в расписании. Школьников хватает ненадолго — поэтому не стоит им предлагать проекты длиной в полгода-год. Начинать нужно с проектов длиною в день-неделю. 

О чем должен помнить педагог, сопровождающий проект?

«Пустое» проектное пространство. Например, нет плана школьных мероприятий, нет обязательств защитить проект. Тогда детям будет проще. Но должно быть предложение от учителя: ”вот можете что-то сделать, поэтому сделайте то, что хотите”. 

Учет зоны ближайшего развития. Это то, что ребенок не умеет делать самостоятельно, но может сделать при участии взрослого. Для этого нужно постепенно усложнять проектные замыслы, удлинять каждый следующий проект. Но здесь важно наблюдать за учеником: если у него нет никакого интереса, нельзя его втягивать в проект.  

Индивидуализация. Это прямое следствие предыдущего пункта. Нельзя мерить всех под одну гребенку: один готов изменять социальную реальность, другой может только сделать селф-проект, проект по развитию себя, например, выучить названия всех костей. 

Сопровождение движения проектанта. Это больше похоже на тьюторство, чем на традиционную педагогическую работу. Например, тьюторы знают, что у ребенка должно быть право на ошибку. Иначе мы все время вмешиваемся в их проект, будем подчищать их. Ребенок будет «выигрывать», но ничему не научится сам. 

Профессиональный язык. С детьми нужно использовать простые слова. Не нужны термины «актуальность», «критерии», «результативность». Ребенок должен ответить перед проектом на простые вопросы: «Что я хочу сделать?», «Для кого?», «Что должно получиться в результате?», «Что мне нужно для этого?», «Когда и где я это сделаю?». 

Как организовать проектный офис в школе?

Для этого понадобятся три составляющих — специалисты, инфраструктура и дети, которые готовы делать проекты. Последнее особенно важно. Проектный офис должен создаваться не для галочки, а ради тех детей, кто готов мыслить свободно и, что важнее, воплощать замыслы в жизнь.

  1. Нужно привлечь разных специалистов. Например, чтобы вдохновить учеников на новые идеи, нужен «креативщик». Для постоянного сопровождения — тьютор, для консультаций по содержанию проекта — эксперты-профессионалы, для оценки замысла и реализации — эксперты в проектировании, для контроля времени и ресурсов — организатор. 

  2. Для того, чтобы создать офис, школе должны понадобиться свободно мыслящие, инициативные ученики. Только ради них должен работать офис, не для «галочки». 

  3. Кроме специалистов, нужна инфраструктура, то есть не только люди, но время и ресурсы. Офис формируется не сразу, а через пять-десять реализованных проектов.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
422
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
225
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
265