Загрузка...

Исследовательская работа в школе

Главная/К-журнал/Исследовательская работа в школе
Учителю
Исследовательская работа в школе
01.04.2019
40

Родителям часто приходится помогать детям с рефератами и проектами. И не всем это нравится. Разбираемся, зачем нужна исследовательская работа в школе и как помочь с ней ученику.

Что такое исследовательская работа и зачем она нужна?

Нужно различать исследовательскую деятельность и исследовательскую работу. Если кратко, исследовательская деятельность помогает ученикам самостоятельно открывать новые знания. Реализуется в разных формах — олимпиады, экскурсии, конкурсы, конференции, исследовательские задания на уроках, проекты.

С помощью исследовательской деятельности можно достичь почти всех результатов, предусмотренных ФГОС. Ученик тренируется в самостоятельном поиске информации, постановке целей, учится работать в команде, закрепляет знания и открывает новые.

Одна из форм исследовательской деятельности — исследовательская работа. Ученик ищет проблему в окружающем мире, ставит гипотезу о том, как она решается, и пытается эту гипотезу воплотить в жизнь. В начальных классах ученик может вырастить бабочку из гусеницы и зафиксировать процесс. В старших классах ученик может снова рассмотреть сравнить этот процесс с развитием других животных и сделать научные выводы.

Исследовательской деятельностью занимаются уже в начальной школе. Но не всегда предлагают ученикам писать исследовательскую работу. Как правило, в начальном звене ребят только знакомят с этой формы работы, дальше — больше.

Что может требовать учитель в ходе выполнения исследовательской работы?

Соблюдать этапы исследования. Ученикам иногда неинтересно думать о постановке целей и планировании работы. Они загорелись идеей и побежали ее реализовывать. Учителю важно, чтобы ребенок не просто выполнил проект, но и научился делать это правилам, прикоснулся к научному мышлению. Поэтому учитель требует думать о цели исследования, задает проблемные вопросы. Также он следит, чтобы ученик полностью спланировал работу: подумал о сроках, ресурсах, том, как он представит результаты на презентации.

Соблюдать правила оформления. Это требование одно из самых болезненных — особенно в начальной школе. Детям не так сложно придумать и выполнить проект, но тяжело его записать на бумаге, составить список литературы, написать введение и заключение. Ребенку бывает сложно понять, зачем это нужно. Главный аргумент — таковы правила научного мира, они действуют и для рефератов и для докторских диссертаций.

Укладываться в сроки. Учитель следит за ритмом исследования. Если ученик сделал проект за три дня, учитель проверит, все ли условия соблюдены. Если другой ученик долго раскачивается, учитель может напомнить ему о сроках сдачи, помочь с переходом от этапа к этапу. Детей иногда обижает, что их подгоняют, но учителю важно, чтобы каждый ребенок подошел к защите проектов с результатом.

Быть готовым на презентации. В начальных классах ученики готовы выполнять все требования к оформлению презентаций — они тщательно подбирают картинки, придумывают анимацию. В среднем звене ребятам это не всегда интересно: кто-то вкладывает в оформление всю душу, другой оставляет черные буквы на белом фоне. Учитель часто пытается загнать ребят в рамки, но в отличие от оформления работ на этапе презентаций это не нужно. Также не обязательно заставлять ребят учить текст защиты наизусть. Лучше, чтобы ребенок понимал суть работы и мог рассказать ее своими словами.

Как родитель может помочь?

Быть в курсе. Родитель должен быть в курсе исследовательской работы ребенка — особенно, если ребенок учится в начальной школе. Если родитель знает тему, этапы исследования, понимает требования учителя, то сможет помочь ребенка. Лучше не игнорировать проблемы ребенка — в следующий раз он не обратится с трудностями к родителю.

Контролировать, но не вмешиваться. Быть в курсе не значит вмешиваться в процесс. Ребенок имеет право на самостоятельность — именно для этого и нужна исследовательская работа. Можно проверять, как ребенок справляется со сроками, следует ли он инструкциям учителя, особенно это нужно в начальной школе. В среднем звене и дальше родитель становится еще одним источником информации — наравне с книгами и интернет-сайтами.

Защищать права ребенка. Требования учителя могут быть разными. Если учитель настойчиво предлагает ребенку неинтересную тему и не аргументирует это, можно вмешаться. Также можно вмешаться, если учитель ставит нереальные сроки: вряд ли можно сделать исследование за неделю, ведь есть и другие уроки с домашними заданиями.

Поддерживать на всех этапах морально и материально. Если ребенку понадобилось оборудование, поход в музей или встреча с интересным экспертом, родителю стоит помочь. Не обязательно покупать телескоп, но можно поискать людей, у которых он есть.

Быть внимательным читателем и слушателем. Ребенок почти всегда хочет показать работу родителю. Если, конечно, родитель каждый раз не игнорирует его просьбу. Даже если сначала кажется, что это скучно, уделите время. Думайте о том, что исследователем становится именно ваш ребенок. Помощь может понадобиться и при оформлении работы: помогайте готовить макеты, внесите стилистические и грамматические правки, если сможете.

Подготовить к защите проектов и болеть. Помогите ребенку снять стресс перед выступлением. Если ему нужно тысячу раз репетировать — помогите. Если ребенку проще не думать о работе за день до защиты — не заставляйте. Если просит прийти и поболеть за него на защите — постарайтесь прийти сами, а не отправлять кого-то из неважных для ребенка родственников. Если просит не приходить — примите его выбор и не надоедайте звонками и смс.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курс
Переподготовка за 4 месяца + скидка 10%
Подробнее
Подписка на новости
Рассказываем всё о главных новостях образования. Каждую пятницу
Спасибо за подписку!
На Ваш e-mail выслано письмо для подтверждаения подписки.

Читайте также

Три способа учителю зарабатывать больше: без увеличения нагрузки
Три способа учителю зарабатывать больше: без увеличения нагрузки
24.05.2019
69
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
Три особенности новых детей и что с ними делать учителю (и не только)?
21.05.2019
108
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога
13.05.2019
345
Заказать обратный звонок
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Запрос на профессиональную переподготовку
Запрос на повышение квалификации
Запрос на обучение
Задать вопрос
Защита от автоматического заполнения капча Введите символы с картинки*
Записаться на вебинар
Выберите рассылку