/
Учителю

Тревожность у ученика начальных классов. Что делать?

1090

После детского сада первокласснику школа может показаться пугающей. Даже если особых причин нет, тревога может беспокоить и ребенка, и родителей. Разбираемся, что такое школьная тревожность и как с ней справиться.

Что такое тревожность?

Когда человек тревожится, он сразу это чувствует — дрожь в руках, бегающие в голове мысли, желание бежать и что-то делать или хотя бы ходить кругами по комнате. Взрослые привыкают к такому поведению и даже не всегда замечают его у детей. Зря.

Тревожное поведение — особый способ справиться с трудностями. Оно может быть связано с типом личности, темпераментом и другими особенностями, но может проявляться только в стрессовых ситуациях. У детей тревожное поведение часто стартует в момент подготовки к школе или в первом классе.

Исследователи спорят о природе школьной тревожности: связана ли она с самой школой, появляясь у многих, не только восприимчивых детей, или возникает только у школьников с личностной тревожностью. Скорее всего, правы и те, и другие — новые условия сильно давят на всех первоклассников, особенно на тех, кто и так склонен к тревоге.

Как понять, что у ребенка школьная тревожность?

Если ребенок не хочет идти в школу, это еще не значит, что у него проблемы с тревожностью: он мог заболеть или поссориться с одноклассниками. Но если каждый день он возвращается домой унылым и расстроенным, то проблема есть. Еще симптомы — страх плохих оценок и наказаний, сильное желание быть лучшим в классе, сильная усталость, эмоциональные срывы по вечерам.

Если кажется, что с ребенок тревожится насчет школы больше, чем нужно, стоит поговорить с ним. Не обязательно подсовывать ему психологические опросники, достаточно вместе отдохнуть: если родитель будет искренен, ребенок раскроется.

Кстати, валидных опросников в России нет — тест школьной тревожности Филлипса, который используют учителя, признан плохо работающим. Мало того, Биман Филлипс, автор одной из теорий тревожности, не имеет к тесту никакого отношения.

Почему у ребенка возникает школьная тревожность?

«Потому что он пошел первый раз в первый класс» — не совсем правильный ответ. Стресс от новых обстоятельств бывает почти у всех, но сильнее проявляется на фоне других проблем.

Особенности личности. А также темперамента, нервной системы и даже некоторых генов. Ученые доказали на мышах и людях, что ген PLXNA2 связан с тревогой. И в период развития мозга он активизируется сильнее, чем в стабильные периоды.

Взаимоотношения в семье. Чем спокойнее ребенку в семье, тем проще справляться с другими трудностями. Если ребенок живет в ситуации перманентного или острого развода или с десятком родственников в однушке, то тревожности может быть больше.

Поведение учителя. Да, ребенок уязвим перед авторитетным взрослым. Учитель, даже если он некомпетентный и злой, становится авторитетом для ребенка. Потому что олицетворяет новое, то, что не подвластно родителям. Если ребенок уязвим, на него можно навесить ярлыки и он их воспримет. Можно запугать — он воспримет и это. В первом классе отметок нет. Но оценка возможна — для некоторых детей достаточно кивка головы, чтобы он уже что-то напридумывал себе.

Болезнь. Если это только тревожность, то вряд ли. А вот если у ребенка расстройства желудка, нервной системы, падает зрение, то может быть дело не только в школе.

Новые обстоятельства. И все-таки они тоже. В детском саду или дома все было иначе. В школе больше людей, больше взрослых, есть парты, доска и другие атрибуты. Это если и не страшно, то ново. Плюс ожидания мира и родителей в частности, плюс новые правила жизни и гонка вооружений.

Как родители могут справиться с тревожностью ребенка?

Если проблема серьезна, то стоит обратиться за помощью к психологу. Родительская же ответственность — создавать вокруг ребенка атмосферу спокойствия и учить его поддерживать ее самостоятельно.

Создавать спокойные условия дома. Не разводиться, не переезжать, сохранять тот же распорядок, что и раньше. По крайней мере, в первое полугодие первого класса. Ребенок должен привыкнуть к новым условиям в школе — значит, дома все должно на своих местах.

Научить рефлексивному мышлению. Оно только появляется у первоклассника, но его можно подтолкнуть. Если задавать вопросы — «Что с тобой происходит?», «Как ты думаешь, почему это происходит?», «Опиши, как ты бы вышел из ситуации» — это не решит проблему сразу, но поможет ребенку фиксировать свои мысли и чувства и понимать их.

Обсуждать проблемы. Если не разговаривать с ребенком, можно и не узнать о проблеме. Но в семь лет с ней сложно справиться самому. Если в подростковом возрасте ребенок решает проблемы сам, то в первом классе обрадуется любой помощи.

Забрать из школы. Это тоже способ. Во-первых, ребенок может быть не готов к школе и ему нужен еще год в детском саду или дома. Во-вторых, именно эта школа может не подходить из-за учителя, или одноклассников, или подхода к обучения. В-третьих, домашнее обучение тоже может творить чудеса.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Марафон
Марафон-практикум для учителей начальных классов
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
316
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
150
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
194