В последние годы все чаще проводят реорганизацию и оптимизацию образовательных организаций. Некоторые школы сокращают и сливают с другими, а также создают холдинги и присоединяют к школам детские сады. Чаще всего родители и педагоги недовольны: есть страхи, что зарплаты станут меньше, часть персонала сократят, а педагогические традиции разрушат. Разбираемся, чем опасно объединение, а чем может быть полезно.
Зачем государство объединяет детские сады и школы
Чаще всего детские сады присоединяют к школам по финансовым причинам. Детские в сады, входящие в холдинг, могут получить больше ресурсов, даже на создание бытовых условий. Тем более, что в детских садах начинают реализовывать программы, которые существуют в школе, например, закупать больше оргтехники и другого оборудования. Также объединение помогает сократить бухгалтеров, юристов, других непедагогических сотрудников — эти деньги должны пойти на зарплаты педагогам.
Также существуют и неэкономические причины. Объединение в холдинг помогает создать преемственность: ребята ходят в детский сад и начинают в 6-7 лет готовиться к поступлению в определенную школу. Они бы и так в нее пошли, поскольку живут недалеко, но так будут больше к ней готовы и у них будет меньше стресса, связанного с адаптацией.
Как объединение отразится на воспитателях
Нет документов, в которых может быть описано, как должна проходить реорганизация. Но понятно, что при этом не должны нарушаться иные нормативные акты: ТК РФ, положения об оплате труда и прочие. Поэтому ориентироваться только на существующий опыт и обещания сотрудников департаментов и министерств образования.
Сокращений для педагогов не будет. Если при объединений школ педагоги или администрация могут быть сокращены, то при создании холдингов такого не бывает: количество детей не сокращают, педагоги из школ не смогут заменить воспитателей и наоборот. Уволить могут только административный персонал.
Зарплаты увеличатся. За счет сокращения части сотрудников, деньги освободятся и за их счет повысят зарплаты педагогам. По крайней мере, так обещают чиновники. По факту, многое будет зависит от силы воли руководителя. Если он будет бороться за бюджет, за сохранение прежних критериев для стимулирующих выплат — то сотрудники ждут плюсы.
Будет больше бюрократии. Теперь заявки на оборудование, на чистящие средства и прочее нужно будет согласовывать не только с детсадовским завхозом, но и с руководством школы. Возможно, это будет делать заведующая, но времени от заявления до покупки точно пройдет больше.
Меньше внимания детсадовским проектам. В детских садах существуют свои традиции — конкурсы, участие в грантах, внутригрупповые мероприятия. Школы могут это поддержать, а могут лоббировать свои проекты, а детсадовские цензурировать и запрещать.