/
Учителю

Половое воспитание в школе: программы, дискуссии, этические аспекты

348
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ПГГПУ, федеральный эксперт ДПО, руководитель «Родительского университета при ПГГПУ»

Половое воспитание школьников – тема на все времена, каждый год в системе образования поднимаются вопросы о том, как говорить с детьми «об этом», но каждый раз реальные действия происходит только после очередного изнасилования, покушения на половую неприкосновенность! И даже при таких ситуациях – это разовые акции для того, чтобы снять остроту проблемы; реальных программ по половому воспитанию НЕТ!

Табу, мифы и интернет: что лишает детей защиты

Все, что мы имеем на сегодня – это рабочие программы по внеурочной деятельности – семьеведение (5-9 кл, 10-11 кл.).


Обычно жертвами сексуального отношения являются дети моложе 12 лет!

Основными видами преступных посягательств против половой неприкосновенности несовершеннолетних в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации являются:

  • изнасилование (ст. 131 УК РФ);

  • насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК РФ);

  • понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ);

  • половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшем шестнадцатилетнего возраста (ст. 134 УК РФ);

  • развратные действия (ст. 135 УК РФ).

Что не так?! Как мы, взрослые, смогли допустить тот факт, что дети становятся жертвами сексуальных преступлений так рано, еще и большой частью в семье или с близкими знакомыми?

Вот эти причины:

  • табуированность темы среди взрослых (мы между собой-то не умеем говорить открыто);

  • безграмотность взрослых в вопросах секспросвета (все еще пользуемся словами «перчик» и считаем мастурбацию грехом);

  • сверхдоступность непроверенной информации (огромное количество экспертов без диплома по сексологии);

  • непонимание этапов полового созревания детей (психология этими вопросами занимается, но ни в одном вузе об этом не рассказывают).

Что же такое половое воспитание

Это процесс систематического, сознательно планируемого и осуществляемого, предполагающего определенный конечный результат направленного воздействия на психическое и физическое развитие мальчика (мужчины) и девочки (женщины) с целью оптимизации их личностного развития и деятельности во всех, связанных с отношениями полов, сферах жизни.

Задачи полового воспитания

  • Формирование здорового образа жизни; освещение проблем СПИДа, венерических заболеваний, курения, алкоголя, наркомании и их влияние на семейную жизнь.

  • Профилактика нарушений психосексуального развития для личности, еще не закончившей свое формирование.

  • Предупреждение растления и совращения детей и подростков.

  • Обучение общению с представителями противоположного пола.

  • Подготовка к сознательному и ответственному супружеству.

  • Подготовка к сознательному и ответственному родительству.

  • Выработка оптимальных репродуктивных установок.

Именно эти позиции должны лечь в основу программ полового воспитания в такой трактовке, при этом нравственный компонент является ведущим.

Начинают половое воспитание всегда РОДИТЕЛИ, иногда с подсказки воспитателя

В дошкольном возрасте обращать внимание

Все, что мы демонстрируем: как относиться к своему телу, стоит ли есть невкусную кашу или можно от нее отказаться, как тебя трогают, как тебя берут на руки — это все про тело, про отношение к нему, про тебя, про других.

В этом смысле половое просвещение - не про то, чтобы научить детей заниматься сексом, а про то, чтобы выстроить отношения с собственным телом и постепенно готовиться к взрослой жизни.

В три года ребенок уже точно понимает, где его тело, а где чужое. Дети узнают о том, что у них есть гениталии, и о том, для чего они нужны, двумя путями: либо экспериментируют и наблюдают за своим телом, либо от других людей.

Отсюда важно научить «правилу трусиков»: никто не может трогать тебя за интимные места за рядом исключений — родители с твоего согласия, врачи с твоего согласия или с разрешения родителей, другие люди в определенных ситуациях (вытереть попу, подмыть, посмотреть, если у тебя что-то болит и ты жалуешься, вне этих ситуаций — запрет) и называть вещи своими именами (сразу) (влагалище, вагина, пенис - не перчики, стручки, пирожки! Гениталии такой же орган, как и рука!)

В возрасте 9-12 лет подростку нужно объяснить следующие изменения

  • Рост волос на лице, в подмышечных впадинах и в области лобка.

  • Увеличение объема груди за счет роста молочных желёз.

  • Увеличение пениса и яичек.

  • Причины увлажнения влагалища.

  • Причины эрекции и поллюций

В возрасте 13-16 лет нужно рассказать ребенку

  • О гормонах и их влиянии на организм.

  • Первом половом акте.

  • Заболеваниях, передающихся половым путём.

  • Средствах контрацепции.

  • Беременности.

  • Девушкам нужно подробно рассказать о менструации, описать процесс зачатия и рождения ребенка.


В школе проще всего сделать это на внеурочном занятии, достаточно 8 часов на каждом возрастном этапе, а вот дальше – это биология, уроки нравственности в рамках «Разговоров о важном», экскурсии в перинатальные центры, приглашение ведущих экспертов по женскому (гинекологов) и мужскому здоровью (андрологов)!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
Гендерное (половое) воспитание детей дошкольного и школьного возрастов
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
19
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
05.05.2025
280