/
Учителю
Воспитателю

Роль народных традиций и этнокультурных практик в воспитательном процессе

307
Автор статьи
Педагог-организатор МАУ ДО "Дом детского и юношеского туризма и экскурсий"

Народное искусство – это огромный мир духовного опыта народа, художественные идеи которого – неотъемлемая часть культуры Отечества. Обращение к народному искусству – это возможность «формировать общекультурный интеллект личности; приблизить ее к природе как началу душеобразования человека с обретением глубоко человеческой, одухотворяющей все живое позиции.

Народные традиции проявляется через различные формы искусства, среди которых особое место занимает музыка. Именно она служит связующим звеном между поколениями, передавая культурные ценности и формируя духовный облик человека.

Находиться рядом с животворящим источником народной музыки и не напиться из него было бы непоправимой ошибкой. Необходимо взять из этого источника все самое лучшее и необходимое для образования и воспитания подрастающего поколения.

Значение музыкальных традиций в воспитании

У нашего народа богатые музыкальные традиции. Знакомство с жанрами музыкального фольклора, с народными инструментами, шедеврами народной музыки помогает сформировать настоящего музыканта, дает возможность раскрыть творческий потенциал ребенка, а также воспитать в нем чувство патриотизма, бережное отношение к национальному творческому наследию.

Уже в первом классе на уроках музыки дети начинают соприкасаться с народным творчеством, а именно с детским фольклором. Этот материал близок детям, он согласуется с их природой, прежде всего с потребностью ребенка в ярком и бодром художественном слове.

К произведениям детского фольклора относятся колыбельные песни (их назначение убаюкивать, усыплять ребенка), пестушки (сопровождают первые движения ребенка), потешки (песенки и стишки к первым играм ребенка), прибаутки (стишки с более сложным содержанием), а также заклички, игровые припевы, приговорки, считалки и жеребьевки, дразнилки и скороговорки, загадки и другое.

Если в начале года дети на вопрос: «Знаете ли вы, что такое пестушка?», или «Чем отличается потешка от прибаутки?» – неуверенно качают головой, то к концу учебного года они свободно ориентируются в жанрах детского фольклора, приводят собственные примеры и даже сочиняют стихотворные тексты в наиболее полюбившихся жанрах. Кроме того, это богатый материал для музыкального сочинения, импровизации, подбора. Выполняя эти творческие задания, обучающиеся знакомятся с разновидностями и своеобразием жанров детского музыкального фольклора.

Формирование интереса к народному искусству через игру и музыку

Игры, элементы театрализации, предметы народных промыслов, живое исполнение фольклорных произведений – вот только некоторые приемы и методы, способствующие формированию живого интереса детей к народному творчеству.

Во втором классе дети знакомятся с традиционными танцевальными жанрами русского фольклора (хоровод, плясовая), с народными инструментами народов России, историей их создания. Параллельно дети узнают о скоморошестве на Руси, о роли этого явления в становлении русской народной культуры. Ведь вплоть до середины XVII века именно скоморохи были яркими интерпретаторами музыкальных, театральных, литературных и других жанров. С помощью исполнительских приемов дети учатся передавать те или иные простейшие элементы народного танца (притопы, повороты, плавные движения рук и т. п.). Эти приемы впоследствии применяются в сочинении вариаций к народным песням и танцам.

В третьем классе происходит знакомство с историей русского народного оркестра, его составом, инструментами. При этом дети посещают концерты народного оркестра, что способствует восприятию культуры слушания музыки, музыкального вкуса, расширению кругозора.

Также обучающиеся узнают об особенностях музыкальной культуры разных народов, о принципах народного творчества (коллективность творческого процесса создания, устная форма существования, разнообразие вариантов исполнения).

Игра в ансамбле поможет расширить чувственно-эмоциональный опыт ребенка. Звучание музыкального или шумового инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Инструмент, таким образом, помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки.

В четвертом классе расширяются представления о жанрах народной музыки: песня, песенная импровизация, песня без слов, эпическое сказание (былина), танцевальные мелодии, плясовые припевки (кадриль, частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Сведения об этих жанрах подкрепляются на практике в исполнении различных по характеру народных мелодий.

Также школьники учатся понимать, по-своему трактовать музыкальный образ в народной музыке: лирический герой, веселый бесшабашный герой, сказочный герой или неуклюжий комический, а также образ родной природы, «родной сторонки», Родины.

Объектом особого внимания являются песни. Это песни календарного круга, семейно-бытовые (свадебные, лирические, трудовые, причитания). Дети не только знакомятся с обрядами и песнями их сопровождающими, но и проникаются символикой фольклора, что в свою очередь накладывает отпечаток достоверности, реальности передачи музыкального образа в исполняемых учащимися произведениях.

Фольклор как средство воспитания культурных ценностей

Продолжая знакомство с народной музыкой, обучающиеся получают информацию о выдающихся современных исполнителях. Они с удовольствием слушают в записи русские народные песни в исполнении Клавдии Шульженко, Лидии Руслановой, Жанны Бичевской. Знакомятся с фольклорными коллективами. Нравится им слушать инструментальную музыку в исполнении таких известных ансамблей как «Каравай», «Истоки», «Золотое кольцо» и др.

Понимание традиций своего народа ведет к пониманию традиций и культуры других народов мира. Постепенно он становится готов к осмысленному восприятию музыки самых разных направлений и стилей.

В песнях и танцах, старинные они или новые, фольклор раскрывается как искусство живое, богатства которого известны еще далеко не полностью. Его изучение – это путь познания истории своего народа, его духовной культуры.

Таким образом, можно сказать, что народное искусство позволяет воспитывать в них определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности национального искусства.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
Музыка в условиях реализации ФГОС
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
18
Практические методы борьбы с профессиональным выгоранием среди воспитателей ДОУ
Практические методы борьбы с профессиональным выгоранием среди воспитателей ДОУ
12.05.2025
105
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204