/
Инклюзия
Родителю
Учителю
Воспитателю

Как оценивать образовательные достижения детей с ОВЗ: подходы и критерии

574
Автор статьи
Заведующий МБДОУ детский сад «Белоснежка», председатель Правления в РОО «Дети Дождя», преподаватель в Сургутском государственном педагогическом университете, доцент.

Проведение оценки образовательных достижений детей с ОВЗ необходимо в постоянном режиме в течение учебного года. Это связано с особыми потребностями и условиями образования детей с ОВЗ. От того, как мы проведем эту оценку, зависит и дальнейшее образование, и методы, и приемы работы, которые выберет педагог для конкретного ребенка с ОВЗ.

Сроки и периодичность оценивания достижений детей с ОВЗ

Периодичность оценки достижений ребенка с ОВЗ выбирает непосредственно образовательная организация и утверждает эту периодичность локальным распорядительным актом (приказом) первого руководителя.

Рекомендации: определить периодичность 3 раза в период учебного года. Как правило, это начальная диагностика в сентябре, промежуточная диагностика в конце декабря и итоговая диагностика в мае.

Любая диагностическая пора длится около 14 дней (две календарные недели). По итогам составляется аналитическая справка.

Начальная диагностика проводится для составления специалистом индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Промежуточная диагностика проводится для корректировки методов, приемов и подходов в образовании ребенка с ОВЗ.

Итоговая диагностика проводится для подведения итогов и анализа усвоения образовательной программы ребенком с ОВЗ.

Методы оценивания образовательных достижений

Основным методом оценивания образовательных достижений является наблюдение, иногда применяется исследование с помощью диагностических методик (диагностика) у ряда специалистов.

Основной метод мониторинга – наблюдение (п. 10.5.4 ФАОП ДО). В мониторинг мы можем включить следующие инструменты оценивания:

  • индивидуальная карта развития ребенка с ОВЗ,

  • мониторинг развития ребенка с ОВЗ,

  • индивидуальное портфолио достижений ребенка с ОВЗ (различные шкалы оценки развития ребенка с ОВЗ).

Ведущий специалист в оценке образовательных достижений

Специалистом, которого можно назвать ведущим в оценке достижений ребенка с ОВЗ, является тот, который работает на коррекцию основных нарушений у той или иной нозологической группы детей с ОВЗ. Например, у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) ведущим специалистом станет учитель-логопед, у детей с задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью (УО) – учитель-дефектолог, у детей с расстройствами аутистического спектра – специалист будет считаться ведущим в зависимости от нарушения интеллекта.

Дети с расстройствами аутистического спектра – сложная категория, симптоматика нарушения разнообразна, от уровня сформированности интеллекта напрямую зависит то, какого специалиста мы будем считать ведущим. При сохранности интеллекта, скорее всего, ведущим будем считать педагога-психолога и, возможно, учителя-логопеда; при нарушении интеллекта, скорее всего, ведущим посчитаем учителя-дефектолога, педагога-психолога в том порядке, в котором они перечислены.

Что будем оценивать при проведении диагностики

Области оценивания зависят от структуры дефекта нарушения, то есть от тех нарушений, которые будут подвергаться коррекции, как правило, это дефект второго и третьего порядка.

Приведем к примеру таблицу оценки при различных нарушениях:

ТНР ЗПР УО
Уровень развития моторной сферы, в том числе артикуляционной моторики Уровень сформированности познавательных процессов Уровень сформированности познавательных процессов
Уровень развития и сформированности фонематического слуха Речевое развитие (все компоненты речи) Речевое развитие (все компоненты речи)
Уровень сформированности словаря (активный и пассивный) Эмоционально-волевое развитие Уровень развития интеллекта
Уровень сформированности грамматического строя речи Личностное развитие Личностное развитие
Уровень сформированности связной речи Коммуникативное развитие Коммуникативное развитие
Состояние фонетической стороны речи
Поведение
Уровень сформированности познавательных процессов
Эмоционально-волевое развитие
Темпо-ритмическая сторона речи

Дыхание во время речевого акта

Воспитатель при этом будет проводить мониторинг усвоения образовательной программы по ее областям.

Результаты диагностики

Результаты диагностики фиксируются как начальные, промежуточные, итоговые в специальные таблицы мониторинга и/или в карты развития ребенка по каждому году обучения в образовательной организации.

У каждого специалиста свои документы наблюдения и диагностики, которые представляются на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В зависимости от времени диагностического исследования проводится работа по составлению индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ, его корректировке или подведению итогов усвоения программы и реализации индивидуального маршрута за учебный год.

Таким образом, оценка достижений ребенка с ОВЗ является важным этапом работы, который помогает построить весь маршрут обучения ребенка с ОВЗ.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
12.02.2025
57
Методы интеграции искусства в учебный процесс
Методы интеграции искусства в учебный процесс
09.02.2025
133
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
05.02.2025
351