Проведение оценки образовательных достижений детей с ОВЗ необходимо в постоянном режиме в течение учебного года. Это связано с особыми потребностями и условиями образования детей с ОВЗ. От того, как мы проведем эту оценку, зависит и дальнейшее образование, и методы, и приемы работы, которые выберет педагог для конкретного ребенка с ОВЗ.
Сроки и периодичность оценивания достижений детей с ОВЗ
Периодичность оценки достижений ребенка с ОВЗ выбирает непосредственно образовательная организация и утверждает эту периодичность локальным распорядительным актом (приказом) первого руководителя.
Рекомендации: определить периодичность 3 раза в период учебного года. Как правило, это начальная диагностика в сентябре, промежуточная диагностика в конце декабря и итоговая диагностика в мае.
Любая диагностическая пора длится около 14 дней (две календарные недели). По итогам составляется аналитическая справка.
Начальная диагностика проводится для составления специалистом индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.
Промежуточная диагностика проводится для корректировки методов, приемов и подходов в образовании ребенка с ОВЗ.
Итоговая диагностика проводится для подведения итогов и анализа усвоения образовательной программы ребенком с ОВЗ.
Методы оценивания образовательных достижений
Основным методом оценивания образовательных достижений является наблюдение, иногда применяется исследование с помощью диагностических методик (диагностика) у ряда специалистов.
Основной метод мониторинга – наблюдение (п. 10.5.4 ФАОП ДО). В мониторинг мы можем включить следующие инструменты оценивания:
-
индивидуальная карта развития ребенка с ОВЗ,
-
мониторинг развития ребенка с ОВЗ,
-
индивидуальное портфолио достижений ребенка с ОВЗ (различные шкалы оценки развития ребенка с ОВЗ).
Ведущий специалист в оценке образовательных достижений
Специалистом, которого можно назвать ведущим в оценке достижений ребенка с ОВЗ, является тот, который работает на коррекцию основных нарушений у той или иной нозологической группы детей с ОВЗ. Например, у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) ведущим специалистом станет учитель-логопед, у детей с задержкой психического развития (ЗПР), умственной отсталостью (УО) – учитель-дефектолог, у детей с расстройствами аутистического спектра – специалист будет считаться ведущим в зависимости от нарушения интеллекта.
Дети с расстройствами аутистического спектра – сложная категория, симптоматика нарушения разнообразна, от уровня сформированности интеллекта напрямую зависит то, какого специалиста мы будем считать ведущим. При сохранности интеллекта, скорее всего, ведущим будем считать педагога-психолога и, возможно, учителя-логопеда; при нарушении интеллекта, скорее всего, ведущим посчитаем учителя-дефектолога, педагога-психолога в том порядке, в котором они перечислены.
Что будем оценивать при проведении диагностики
Области оценивания зависят от структуры дефекта нарушения, то есть от тех нарушений, которые будут подвергаться коррекции, как правило, это дефект второго и третьего порядка.
Приведем к примеру таблицу оценки при различных нарушениях:
ТНР | ЗПР | УО |
---|---|---|
Уровень развития моторной сферы, в том числе артикуляционной моторики | Уровень сформированности познавательных процессов | Уровень сформированности познавательных процессов |
Уровень развития и сформированности фонематического слуха | Речевое развитие (все компоненты речи) | Речевое развитие (все компоненты речи) |
Уровень сформированности словаря (активный и пассивный) | Эмоционально-волевое развитие | Уровень развития интеллекта |
Уровень сформированности грамматического строя речи | Личностное развитие | Личностное развитие |
Уровень сформированности связной речи | Коммуникативное развитие | Коммуникативное развитие |
Состояние фонетической стороны речи |
|
Поведение |
Уровень сформированности познавательных процессов |
|
Эмоционально-волевое развитие |
Темпо-ритмическая сторона речи |
|
|
Дыхание во время речевого акта |
|
|
Воспитатель при этом будет проводить мониторинг усвоения образовательной программы по ее областям.
Результаты диагностики
Результаты диагностики фиксируются как начальные, промежуточные, итоговые в специальные таблицы мониторинга и/или в карты развития ребенка по каждому году обучения в образовательной организации.
У каждого специалиста свои документы наблюдения и диагностики, которые представляются на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В зависимости от времени диагностического исследования проводится работа по составлению индивидуального маршрута ребенка с ОВЗ, его корректировке или подведению итогов усвоения программы и реализации индивидуального маршрута за учебный год.
Таким образом, оценка достижений ребенка с ОВЗ является важным этапом работы, который помогает построить весь маршрут обучения ребенка с ОВЗ.