Все зашли в дистанционное обучение с разными возможностями. Если для школ и детских садов уже существовали образовательные площадки, то педагоги и родители детей с ОВЗ остались с дистантом один на один. Совместно с федеральным экспертом Еленой Аюповой подготовили рекомендации по дистанционному обучению детей с ОВЗ. Они больше для родителей, но и педагог могут пригодиться.
Где брать материалы для дистанционного обучения детей с ОВЗ
Из адаптированной программы. Это самый простой вариант. В детских садах и школах разрабатывают программы специально под ребёнка, значит, в них уже учтены его особенности и уровень развития. Можно использовать темы и задания на вырост или повторять старые.
Из федеральных и региональных рекомендаций. На сайте Минпросвещения нет конкретных заданий, но есть общие направления. Их них можно узнать, как организовать социализацию ребёнка или диагностировать его уровень развития. А на сайте Министерства образования Мурманской области есть примерные программы и другие рекомендации по обучению.
С авторских сайтов. Много заданий можно найти на порталах, где собирают разработки от разных опытных педагогов, например, на сайте nsportal или урок.рф. Также обращайте внимание на сайты по aba-терапии или авторские разработки от известных педагогов.
Придумывать самому. Если изучить авторские сайты или адаптированные программы, можно придумывать задания по образцу. Ещё вариант — отталкиваться от результатов, прописанных в ФГОС. Например, можно вместе накрывать на стол во время обеда и обсуждать, для чего нужен каждый предмет, ставить его на свое место. Это помогает развитию крупной моторики и помогает начать тему здорового питания.
Как родителю помочь педагогу дистанционно обучать детей с ОВЗ
Видеть цель. Для этого нужно ориентироваться на себя и на ФГОС. С одной стороны, в стандарте описаны результаты, которых могут достичь дети с ОВЗ. С другой стороны, вам виднее, может ли ваш ребёнок достичь их через месяц или через год.
Двигаться малыми шагами. Соблюдайте правильный темп: если ребёнок устаёт, меняйте задание или отдыхайте. Главная цель любого обучения — адаптироваться к жизни, а не стать гением. Это касается всех детей: если занятия мешают обычной жизни, их нужно остановить.
Учитывать особенности ребенка. Слушайте ребёнка, как и чем он хочет заниматься. Трудности возникают только при обучении детей аутистического спектра: они могут выбирать занятия, которые кажутся неадекватными, например, ковырять в носу, а не переставлять кубики. Но и здесь нельзя давит на ребёнка: нужно научить его другим способам и занятиям, а не искоренить те, что есть.
Игнорировать нежелательное поведение. Этот способ лежит в основе aba-терапии. Не нужно наказывать за то, что вам не нравится, нужно это не поощрять. Но сначала — показать ребёнку миллион занятий, которыми стоит заняться. Если они будут действительно интересными и полезными, ребёнок постепенно к ним привыкнет.
Как обеспечить социализацию детей с ОВЗ на дистанционном обучении
К сожалению, во время самоизоляции теряется инклюзия: ребёнку не с кем общаться. Помогайте ему, созванивайтесь с вашими и его друзьями, родственниками. Может быть, этот формат даже понравится ребёнку: легко регулировать дистанцию, можно просто отойти от экрана или сбросить звонок.
Если у вас получается организовать прогулки по правилам изоляции, это также поможет ребёнку общаться или хотя бы менять обстановку. Но нужно быть аккуратным: если есть риск заражения, лучше использовать виртуальное общение.
Как не выгореть на дистанционном обучении детей с ОВЗ
Отдыхать. Вам виднее, как это лучше сделать, но не нужно полностью отказываться от отдыха. Договоритесь с тьютором из вашей школы, вдруг он может пообщаться с ребёнком через интернет, пока вы возьмёте получасовой перерыв.
Просить помощи. Если совсем не справляетесь, зовите на помощь. Используйте телефонные линии поддержки: можно выговориться или спросить совет. Например, в Пермском крае действует скорая социальная помощь с номером 8800 100 83 05. Также совет можно получить в организациях, специально помогающих детям с ОВЗ.
Если вам нужно, чтобы приезжал родственник и помогал, обратитесь в соцзащиту. Возможно, что вам пойдут навстречу и дадут родственнику разрешение на поездки во время изоляции.