Понятия инклюзия и интеграция
Интеграция прочно вошла в обиход понятий в пятый период эволюции «от равных прав к равным возможностям» в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья в 70-80 годы XX века.
Понятие «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» дано в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) статье 2. «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Интеграция - это включение в общий поток детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении и воспитании в образовательных организациях.
Понятие же инклюзии более современное, оно позже стало появляться в образовании. Это случилось уже в начале XXI века. При этом инклюзией мы назовем форму обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Интеграция и инклюзия сходства и различия
В случае интеграции ребенок будет учиться в классе с другими детьми по той же программе, что и другие обучающиеся. Это важный акцент, то есть ребенок должен освоить ту же программу, что и его одноклассники. При этом ему будет организована помощь в виде дополнительных занятий с педагогами: учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и др. Опять же условия обучения в классе будут равными, как для ребенка с ограниченными возможностями здоровья, так и для его сверстников.
В случае инклюзии в классе создадут те условия обучения, в которых ребенок будет нуждаться. Ребенку будет предоставлен тьютор, а что самое главное - программа обучения у него будет своя и усваивать программу на равных с другими учениками ему не придется.
Таким образом, несмотря на схожесть понятий, отличия все-таки видны и понятны.
Практики интеграции и инклюзии детей с ОВЗ
Инклюзия, при которой обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья пребывают в классе, группе с другими нейротипичными детьми на постоянной основе, называется «постоянной инклюзией». В данном случае помним об условиях образования. которые предоставляются при инклюзии (здесь говорим о любой практике инклюзии – условия будут одинаковыми). В классе или группе будут находиться одновременно 2-3 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «постоянная неполная инклюзия» подразумевает пребывание также 2-3 детей в классе или группе нейротипичных детей. Но при этом условия обучения на некоторых занятиях, которые затрагивают структуру дефекта детей с ограниченными возможностями здоровья, будут особыми. Приведу простой пример: ребенок с тяжелыми нарушениями речи при обучении во время урока (занятия) по развитию речи пойдет на занятия к учителю-логопеду, так как усвоение материала идет сложнее, а форма подачи нового материала будет иная, чем у нейротипичных сверстников. Или еще один пример: ребенок с ОВЗ при нарушении интеллекта во время занятия (урока) по окружающему миру пойдет на занятие-ознакомление с окружающим миром к учителю-дефектологу по тем же самым причинам, что и в предыдущем примере. Замечу, что при этой практике инклюзии досуговые, внеклассные мероприятия будут проходить совместно для всех детей в классе.
И последний вариант в практике инклюзии – «эпизодическая инклюзия», при этом дети с ограниченными возможностями не находятся в общем потоке сверстников. Ребята встречаются на общих мероприятиях досуга, в лагере, соревнованиях и т. д. В конце концов, они могут общаться в процессе отдыха на перемене, во время динамической паузы, на уроках «разговоры о важном» и т. д. Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья в этом случае находятся в отдельном классе (группе). И мы с вами понимаем, что этот процесс уже трудно назвать инклюзией, скорее, мы здесь наблюдаем процесс интеграции.
Таким образом, практика инклюзии разнообразна. Процесс зависит от многих факторов:
-
от сложности и множественности первичного дефекта ребенка с ограниченными возможностями,
-
от сохранности интеллекта ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
-
от укомплектованности кадрами образовательной организации,
-
от компетентности педагогических кадров образовательной организации,
-
от материально-технических возможностей образовательной организации,
-
от ресурсных возможностей Субъекта Российской Федерации и т. д.
При всех трудностях, все-таки отмечу, что как бы ни складывались условия – самые успешные практики инклюзии – это полная инклюзия! Только в таких условиях мы воспитываем инклюзивное, а значит терпимое, понимающее возможности, трудности и нужды людей с ограниченными возможностями здоровья, общество.