Как развивать предпринимательские навыки у старшеклассников
Предпринимательство сегодня — это целый образ мышления, в котором важно уметь ставить цели, брать на себя ответственность, находить нестандартные решения и работать в команде.
Все эти компетенции помогут ребёнку как в повседневной жизни, так и в дальнейшей профессиональной деятельности. Как коуч, учитель и классный руководитель предпринимательского класса в московской школе, я наблюдаю, как дети, освоившие такие навыки, становятся более уверенными, самостоятельными и открытыми к новым вызовам.
Для развития предпринимательских способностей важно не только давать теорию, но и помогать применять её на практике. Эффективные коучинговые методики, которыми я хочу поделиться, помогают старшеклассникам шаг за шагом осваивать важные умения, учат анализировать свои действия и смотреть на трудности с разных сторон.
Важно не только помогать старшеклассникам в развитии компетенций, но и давать конкретные инструменты для работы над собой, постановки целей и управления временем. Внедрение в свою повседневную жизнь определенных инструментов во многом становится плодородной почвой для подготовки детей к успешной и активной жизни в будущем.
1. Методика: «Дневник идей и целей»
Инструмент для развития навыков самоуправления и планирования, который помогает детям фиксировать свои идеи, ставить перед собой осознанные цели и отслеживать их выполнение. Такой дневник учит ребёнка мыслить системно и вырабатывать привычку доводить начатое до конца. Регулярное ведение дневника помогает формировать у детей уверенность в своих силах и развивает чувство ответственности за результаты.
Попросите детей завести специальную тетрадь или блокнот — это будет их личный «Дневник идей и целей». Объясните, как важно ставить конкретные и измеримые цели. Например, «Придумать 3 идеи для школьного мероприятия» или «Сделать шаги для улучшения учёбы».
Еженедельно обсуждайте прогресс и анализируйте, что удалось, а что требует доработки. Помогите детям научиться ставить перед собой вопросы: «Какой следующий шаг? Что мне помогло, а что мешало?».
Дневник помогает детям осознанно подходить к своим целям и учит систематическому планированию.
2. Упражнение: «Колесо предпринимательских навыков»
Метод «Колесо баланса», адаптированный под развитие предпринимательских навыков, позволяет детям осознать, какие умения им стоит развивать и анализировать предпринятые действия для улучшения того или иного навыка, видя конкретные результаты предпринятых действий, учиться гибкости и рефлексии.
Нарисуйте круг и разделите его на несколько сегментов: креативность, ответственность, общение, управление временем, целеполагание, работа в команде и т. д.
Попросите детей оценить свои текущие навыки по каждому сегменту от 1 до 10, закрашивая соответствующий сектор. Обсудите с каждым, что получилось, и спросите, что они могут сделать, чтобы развить тот или иной навык на одну шкалу больше. Какие конкретные действия они могут начать предпринимать, чтобы улучшить ту или иную компетенцию. Это упражнение позволяет детям осознать свои сильные и слабые стороны, формирует готовность развиваться и мотивирует к самосовершенствованию.
3. Техника «SMART-цели» для осознанного планирования
Ставить «умные» цели важно для любого предпринимателя. Метод SMART помогает детям научиться формулировать задачи так, чтобы они были достижимыми и конкретными.
Объясните детям модель SMART. Цель должна быть Specific (конкретной), Measurable (измеримой), Achievable (достижимой), Relevant (важной для самого ребенка) и Time bound (срок выполнения). Например, старшеклассник запускает мини-бизнес по изготовлению и продаже эко-свечей из натуральных материалов. Цель: заработать достаточно средств, чтобы вложить их в развитие бизнеса и начать продавать свечи через интернет-магазин.
Модель SMART
-
Specific (Конкретность). Например, «Продать 50 эко-свечей за три месяца, чтобы получить первую прибыль и инвестировать её в создание интернет-магазина для расширения бизнеса».
-
Measurable (Измеримость). В данном случае измеримыми параметрами будут количество проданных свечей – 50 штук. Полученная прибыль (сумма, необходимая для создания интернет-магазина).
-
Achievable (Достижимость). Продавать свечи можно, например, среди знакомых или через социальные сети. Реалистичная цель — продать 50 свечей среди знакомых или соцсети, что позволит накопить первоначальный капитал для дальнейшего развития.
-
Relevant (Актуальность). В данном случае проект даст опыт в продажах и предпринимательстве, а также предоставит возможность для дальнейшего роста через интернет-продажи. Это актуально для подростка, который интересуется бизнесом и экологичными продуктами.
-
Time bound (Срок выполнения). Например, три месяца. Таким образом, цель можно переформулировать. Финальная цель: «Продать 50 эко-свечей за три месяца, чтобы накопить достаточно средств для запуска интернет-магазина и дальнейшего расширения бизнеса».
Данный метод учит ребёнка ответственности, планированию своего времени и усилий, пониманию рынка (какие свечи могут заинтересовать покупателей) и мотивирует ребёнка креативно подходить к задачам, экспериментировать с идеями и видеть результаты своих усилий.
4. Упражнение «Рефрейминг проблем»: научиться видеть возможности в трудностях
Этот коучинговый инструмент помогает детям развить позитивное и гибкое мышление, умение искать выход из сложных ситуаций и воспринимать проблему как задачу.
Предложите детям подумать о какой-либо сложной ситуации, с которой они столкнулись. Например, конфликт с одноклассниками, сложности в учёбе или невозможность реализовать идею. Затем спросите: «Как можно посмотреть на это по-другому?», «Что позитивного можно найти в этой ситуации?», «Как это может помочь мне стать сильнее или умнее?».
Запишите вместе с детьми возможные варианты решений или новые интерпретации. Например, вместо «Мне не удалось организовать проект» они могут сказать, например, «Это был мой первый опыт, и теперь я знаю, что мне нужно больше планировать». Рефрейминг помогает детям увидеть, что даже неудачи могут стать частью роста и обучения.
5. Методика «Планирование времени»: создание «Доски недели»
Чтобы дети научились управлять временем, предложите им создать свою «Доску недели», где они будут визуализировать свои задачи и события.
Разделите доску (или страницу в тетради) на дни недели и помогите детям записать свои основные задачи и дела. Попросите детей выделить приоритетные дела и при необходимости расписать последовательность шагов для их выполнения. Еженедельно дети могут пересматривать свои задачи и при необходимости корректировать их. Это упражнение приучает детей к регулярному планированию и учит ответственности за свои дела.
Эти упражнения и подходы помогают старшеклассникам понять, что они могут управлять своими действиями, чувствовать себя хозяевами своей жизни и принимать осознанные решения. Благодаря этому они начинают видеть возможности там, где другие видят лишь препятствия. Развитие предпринимательских навыков — это не разовое занятие, а процесс, который при правильном подходе становится частью образа жизни ребёнка. Регулярная практика, умение анализировать свои успехи и ошибки, гибкость мышления и позитивный настрой дают детям прочный фундамент для роста и самореализации в любых областях.
Поддерживая ребенка на этом пути, важно быть терпеливым и не торопить его. Эти навыки, закрепленные с юных лет, дадут мощный импульс для будущих достижений и помогут вырастить ответственного, уверенного и креативного человека, который всегда сможет найти выход из любой ситуации и успешно реализовать свои идеи.