/
Учителю

Аттестация педагога: критерии для получения категории

62408

Сейчас аттестация педагогов на квалификационную категорию проходит по-разному во всех регионах. Из-за этого педагогам сложно понять, почему условного Иванова аттестуют в городе N, а Петрова с таким же портфолио в городе M не аттестуют.

Здравствуйте! Я решила аттестоваться, собрала портфолио. Набрала 85 баллов, оказалось, что этого недостаточно для высшей категории в г. Хабаровске. У меня вопрос: почему в Москве 60 баллов на высшую, а в Хабаровске 145? Можно ли оспорить некоторые критерии, введенные нашим министерством?

Разбираемся с методистом, как это работает по факту и когда может измениться. 

Какие критерии для получения категории есть сейчас 

Критерии для получения квалификационной категории прописаны в приказе Министерства образования о порядке аттестации педагогов. На их основании аттестационные комиссии в регионах определяют из каких пунктов должно состоять портфолио педагога и какие баллы педагог может получить за каждый пункт. Критерии в приказе составлены достаточно пространно, но по ним можно догадаться, чего должен добиться педагог для получения категории. 

Чтобы получить первую квалификационную категорию педагога, нужно: 

  • Показать стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией.

    Как это можно сделать. В каждой образовательной организации ведется мониторинг успеваемости, и администрация может выдать педагогу данные или составить справку. В справке будут указаны результаты учащихся — в школе это будут оценки, в дополнительном образовании — итоговые работы. Сложнее всего педагогам в детских садах, но они также проводят с детьми диагностику умственных, социальных и творческих способностей и показывают их результаты.

  • Показать результаты итоговой государственной аттестации. Этот пункт касается только школ, ведь в дополнительном образовании не проводят ОГЭ и ЕГЭ. С этим пунктом справляются не все учителя, ведь далеко не по всем предметам сдают экзамены. Если итоговой государственной аттестации по предмету нет, то пункт пропускается.

  • Выявлять развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности. Как правило, здесь от педагогов требуют рассказать о конкурсах, которые он проводит с учащимися, и других формах диагностики способностей.

  • Повышать качество образования, совершенствовать методы обучения и воспитания, транслировать в педагогических коллективах педагогический опыт, участвовать в работе методических объединений. Педагог должен заниматься методической деятельностью и предоставить комиссии ее результаты. Он волен выбирать, как это будет делать: можно быть председателем методобъединения, проводить ежеквартальные семинары для педагогов своего города, вести блог или выпускать раз в год методичку.

Если хочется получить высшую категорию, то нужно к предыдущим пунктам добавить:

  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях. Чем выше уровень конкурса, тем лучше. Если ваши ученики побеждают только в районных конкурсах, комиссия может засомневаться в значимости достижений. 

  • Продуктивно использовать новые образовательные технологии и транслировать эту деятельность. То есть недостаточно проводить профессиональные конкурсы для учеников, нужно подключать методы, например, выкладывать результаты на ютуб и призывать друзей учеников голосовать за них. Также важно делиться этими наработками с коллегами и лучше сразу на федеральном уровне.

  • Активно участвовать в профессиональных конкурсах, разрабатывать методические материалы. Причем лучше быть не участников конкурса, а членом жюри или организатором. 

Как комиссии принимают решения глядя на эти критерии

На самом деле, решение принимают эксперты, которые изучают портфолио педагога или посещают его занятия. В Пермском крае работает один эксперт, в других регионах — экспертные группы. В каждом регионе могут отличаться требования к портфолио: где-то нужно включать в них видеозаписи уроков, где-то нет. 

Как пройти аттестацию для получения первой или высшей квалификационной категории? Пошаговая инструкция

После того, как эксперт изучил портфолио, он ставит баллы. При этом необязательно быть успешным по всем критериям — аттестационная комиссия определяет, сколько баллов нужно получить, чтобы их хватило для категории. «Проходной балл» также отличается в регионах. Есть важный нюанс: нужно понимать, что это разные баллы и их нельзя сравнивать между собой. 

Что делать, если я не согласен с критериями

Если вы базово не согласны с критериями, которые разработаны в Министерстве, то проще не получать квалификационную категорию: вы не сможете доказать аттестационной комиссии, что она должна взглянуть на образовательный процесс вашими глазами. 

Но если вам не нравится какой-то критерий и вы отказываетесь его выполнять, то вы можете набрать баллы за счет остальных пунктов. Например, ваши ученики не участвуют в конкурсах, но при этом вы показываете отличный открытый урок, транслируете педагогический опыт и регулярно проводите воспитательную работу с детьми и родителями. Скорее всего у вас получится аттестоваться на первую категорию. Но на высшую вряд ли — считается, что для этого нужно быть успешным по всем критериям. 

В некоторых регионах появляются дополнительные критерии — например, в Пермском крае педагог должен взаимодействовать с социальными партнерами и родителями. С этим требованием сложно спорить: в каком-то смысле это транслирование опыта и совершенствование воспитательных методов. В Хабаровском крае от педагогов требуют, чтобы их выпускники поступали в учреждения СПО и ВПО по профилю преподаваемого предмета — этот критерий можно оспорить в аттестационной комиссии, потому что ученики могут хорошо аттестоваться по предмету, но не хотеть его изучать дальше. Но не факт, что комиссия будет изменять правила ради одного педагога. Некоторые претензии можно обсуждать в региональных профсоюзах — если наберется достаточно недовольных, то можно и побороться. 

Самое главное, что педагогу надо знать про аттестацию

Также в некоторых регионах баллы можно получить за поощрения, например, почетные знаки и грамоты, хотя к критериям они не относятся. Этот критерий тоже можно попробовать оспорить через профсоюз.

Эти критерии могут измениться?

Да, они обязательно изменятся, но точно не в 2021 году. Министерство просвещения, а до этого Министерство образования давно обещают перейти на новую модель аттестации педагогов. Сделать это хотят не просто так, а запустить Национальную систему учительского роста (НСУР). Для этого нужны создать центры повышения квалификации, создать новые должности в образовательных организациях, до конца утвердить порядок и материалы для аттестации педагогов. 

В конце 2019 года вышло распоряжение правительства РФ о действиях, которые нужно предпринять, чтобы окончательно развернуть НСУР. Если верить распоряжению, то апробировать новую систему аттестации будут в 2021-2022 годах, а в в 2022 году внесут окончательные изменения в порядок аттестации. Но это распоряжение было опубликовано до эпидемии коронавируса, значит, скорее всего, сроки еще будут сдвинуты. 

Поэтому до конца неизвестно, как будет проходить аттестация в новом режиме, но явно критерии изменятся. Потому что пока предполагается, что для прохождения аттестации педагог должен будет не только показать свое портфолио, но и пройти тест по своему предмету, разобрать педагогический кейс. Скорее всего результаты учеников в принципе не будут оценивать. 

Но в любом случае, те, кому не нравятся критерии для получения квалификационной категории, могут пока передохнуть: срок действия квалификационных категорий, которые должны были кончиться с 1 сентября 2020 до 1 октября 2021 года, продлили до 31 декабря 2021 года.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
Как управлять вниманием учеников? Приемы и методы из практики педагога
21.02.2024
575
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
Тьютор. Кто это такой? Какие основные задачи решает тьютор? С кем и где может работать тьютор?
21.02.2024
471
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
Как замотивировать педагогов участвовать в профессиональных конкурсах
21.02.2024
561