/
Учителю

Требования к внешнему виду учеников: что школа может запрещать, а что нет?

134653

Школы предъявляют много требований к внешнему виду учеников. Иногда эти требования противоречат законам и другим нормативным актам. Разбираемся, какие нормы и правила может диктовать школа, а какие нет.

Что случилось

В начале сентября в школах Санкт-Петербурга и Перми школьниц отстранили от занятий из-за внешнего вида. Точнее из-за цвета волос — синего и розового. В обоих городах ситуации развивались по похожему сценарию: школьницу приводят к директору, она требует письменного распоряжения об отстранении от занятий, приказ издают с ошибкой, случай попадает в СМИ, в школу приходит проверка.

Скорее всего подобные ситуации случились во многих школах, просто о них никто не написал в соцсетях и СМИ. Часто ученики подчиняются требованиям администрации и не требуют, чтобы им выдали приказ о взыскании под подпись. И даже родители могут быть не в курсе нарушения, которое допустил их ребенок.

Что говорит закон о внешнем виде школьников

В законе «Об образовании» сказано, что школа может сама устанавливать требования к одежде учащихся, ее цвету, фасону, знакам отличия. Требования должны быть оформлены в отдельном локальном акте, который, в свою очередь, должен быть утвержден профсоюзом, родительским советом и советом учеников. Раньше это было записано в статье 28, теперь в статье 38.

Обратите внимание, о цвете волос, проколотых ушах, татуировках и прочем в законе нет ни слова. Также в законе сказано, что школа сама формирует устав, в котором записаны нормы поведения. Но вряд ли цвет волос как-то мешает ученикам получать знания, общаться друг с другом и личностно расти.

Что может школа запрещать в локальном акте (+таблица)

Получается, что в локальном акте о требованиях к внешнему виду школа может устанавливать цвет и фасон школьной формы, а также уточнять некоторые нюансы. Например, разрешить девочкам носить юбку или брюки, разрешить мальчикам не носить галстук и так далее. Устанавливать требования к прическе, цвету волос и другим внешним особенностям нельзя.

1. Что школа может запретить

Предмет запрета Пояснение
Одежда с экстремистскими или насильственными символами Школа имеет право запретить ношение одежды с изображениями, которые могут быть расценены как провокационные или нарушающие безопасность окружающих.
Одежда с нецензурной лексикой Ношение одежды с нецензурными или оскорбительными выражениями может быть запрещено, поскольку это может создать негативное окружение в школе.
Экстремальные прически Школа может ограничить длину волос и стиль причесок, если они мешают учебному процессу или представляют угрозу безопасности (например, перекрывают обзор).
Пирсинг и татуировки В зависимости от политики школы ношение экстремального пирсинга или видимых татуировок может быть запрещено.
Одежда, препятствующая безопасности Школа может запретить ношение предметов одежды, которые могут быть опасными для ученика или окружающих, таких как крупные украшения или слишком длинная одежда.

2. Что школа не может запретить

Предмет запрета Пояснение
Цветные волосы Во многих случаях школа не может запретить ученикам красить волосы в нестандартные цвета, если это не мешает учебному процессу.
Прически, отражающие культурные традиции Запрещение определенных причесок, связанных с культурными традициями, может рассматриваться как дискриминация.
Одежда с политическими или религиозными символами Запрещение ношения одежды с политическими или религиозными символами может нарушать свободу слова и религиозные убеждения.
Одежда, выражающая личные убеждения Школа не может запрещать ношение одежды, которая выражает личные убеждения или идентификацию ученика.
Естественные стили причесок Запрещение естественных стилей причесок, таких как кудри или афро, может рассматриваться как форма расовой дискриминации.

Что школа должна делать, если ученик нарушает требования

Если ученик пришел в школу без формы, дежурный администратор должен сообщить об этом родителям ученика. В разговоре с ними он может попросить их привезти ему форму. Если родители отказались, администрация школы может издать приказ об административном взыскании. С ним нужно будет ознакомить и ученика, и родителей. Также администрация может провести беседу с родителями ученика и рассказать, как важно соблюдать правила школы и чем школьная форма может быть полезна ученику и школе.

Позвонить родителям, издать приказ об административном правонарушении и вызвать к директору — всё, что может сделать школа с учеником без формы.

Никаких других мер в запасе у школы нет. Отстранять ученика от занятий нельзя — это нарушает конституционное право на получение образования. А если администратор отправит ученика домой, то нарушит закон «Об образовании»: он несет ответственность за него во время учебного процесса и не может отпускать одного из школы.

Если родители категорически против школьной формы, то администрация может предложить им перевести ученика в другую школу или на домашнее обучение. Но родители имеют полное право отказаться.

Как защитить права ребенка (+таблица)

Право ребенка на индивидуальное самовыражение и свободу выражения своей личности является важным аспектом его прав. Школа не имеет права ограничивать эти права без законных оснований. Если школа устанавливает правила, запрещающие цветные волосы или яркий маникюр, родители имеют право требовать объяснения оснований для такого ограничения.

Шаги для защиты прав ребенка Описание
Изучение законодательства Изучение соответствующего законодательства, касающегося прав учеников и обязанностей школы, для лучшего понимания прав и возможностей.
Общение с администрацией школы Организация встречи с администрацией школы для обсуждения правил, запрещающих цветные волосы или яркий маникюр.
Письменное обращение Написание официального письма, выявляющего незаконность и необоснованность установленных правил, в случае неудачного общения с администрацией.
Обращение в органы образования Подача жалобы на действия школы и требование изменения политики в соответствующие органы образования.
Консультация с юристом или правозащитной организацией При необходимости родители консультируются с юристом или правозащитной организацией для защиты прав своего ребенка.

Если ученик не согласен, что он может делать

Ученик должен звонить родителям или попросить об этом администратора. Родители должны быть в курсе нарушения, именно они договариваются с администрацией школы о следующем шаге. Даже если ученик будет сам защищать свои права, родители должны быть оповещены.

Ученик должен требовать приказ о взыскании. Он должен ознакомиться с ним и подписать. Приказ стоит внимательно прочитать и, если возникают сомнения, попросить локальный акт с требованиями к внешнему виду и устав школы.

Если администрация школы оказывает психологическое давление, можно забрать копию приказа, покинуть школу и вернуться на следующий день с родителями. Можно взять с собой адвоката. Если администрация не признает незаконность отстранения от занятий, можно писать заявление в прокуратуру или письмо в региональный департамент образования.

Памятка для школьника "Как общаться со школьной администрацией о своем внешнем виде"

Если ты столкнулся с осуждением или критикой своего внешнего вида, не переживай. Вот несколько шагов, которые могут тебе помочь преодолеть трудности и успешно продолжить обучение:

1️⃣ Знай свои права: Прежде чем начать разговор с администрацией, изучи правила школы и права учеников относительно внешнего вида. Это поможет тебе понять, что действительно может быть запрещено или ограничено.

2️⃣ Будь вежливым и уважительным: Вступая в диалог с администрацией, прояви уважение и вежливость. Это поможет создать конструктивную обстановку для разговора.

3️⃣ Подготовься к диалогу: Подумай заранее о том, какие аргументы ты хочешь представить, чтобы объяснить свою позицию. Это может быть информация о том, почему тебе важно сохранить определенный внешний облик или как это соответствует твоей личности.

4️⃣ Вырази свои чувства и мотивацию: В процессе общения с администрацией поделись своими чувствами и мотивацией. Объясни, почему для тебя важен определенный стиль или внешний облик.

5️⃣ Слушай собеседника: Важно не только высказать свою точку зрения, но и выслушать аргументы администрации. Это позволит понять их точку зрения и найти компромиссное решение.

6️⃣ Ищи компромисс: Попытайся найти компромиссное решение, которое удовлетворит обе стороны. Это может быть договоренность о том, какие элементы внешнего вида допустимы в рамках школьных правил.

7️⃣ Обратись за помощью: Если ты чувствуешь, что не можешь самостоятельно решить проблему, не стесняйся обратиться за помощью к своим родителям, учителям или школьному консультанту. Они могут помочь тебе вести конструктивный диалог с администрацией.

Помни, что важно находить баланс между выражением своей индивидуальности и соблюдением правил школы.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
406
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
219
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
253