В 2020 году всем преподавателям — хочешь не хочешь — пришлось осваивать форматы онлайн-обучения. Не для всех этот опыт оказался удачным, как это часто бывает с любой вынужденной мерой. Но правда в том, что и после снятия ограничений онлайн-обучение остается частью образовательной практики. Причем частью, которая активно развивается и завоевывает новых сторонников. Вместе с Екатериной Никитиной, редактором блога EdMarket, преподавателем онлайн-курсов, разбираемся, какой смысл педагогу осваивать приемы онлайн-образования и какие возможности для профессионального развития здесь есть.
Почему попробовать себя в роли онлайн-преподавателя — это хорошая идея?
Преимущества удаленной работы. Скорее всего, вы о них уже слышали. Работая удаленно, вы:
-
Не тратите время на дорогу.
-
Работаете с учениками за пределами своего района или города, а значит расширяете клиентскую базу.
-
Работаете с учениками из разных городов и стран.
-
Можете сами организовать себе пространство для работы дома, а не ездить по домам к ученикам, как это часто бывает у репетиторов.
Из этих преимуществ вытекает два важных бонуса. Первый — вы экономите время, которое раньше тратили на дорогу. Второй — вы можете повысить ценник на свои услуги и работать, например, с учениками из столичного региона. Или из других стран.
Поле для эксперимента. Онлайн-образование развивается очень активно, и на рынке появляется много онлайн-инструментов для преподавания. Освоив их, во время дистанционного обучения вы можете:
-
Организовать работу на интерактивной доске, например, Miro.
-
Проводить квизы и викторины, например, с помощью Quizlet или Mentimeter.
-
Собрать полезные материалы для учеников в одной папке и дать к ней доступ по ссылке, например, с помощью сервисов Google.
-
Вести индивидуальные или групповые онлайн-занятия, например, с помощью Zoom или Skype. А для практических заданий распределять учеников в мини-группы: такая функция есть в Zoom.
-
Записывать небольшие видеоуроки для учеников, к которым они смогут возвращаться, чтобы повторить информацию.
-
Автоматизировать проверку тестов.
Вы можете экспериментировать с сервисами, пробовать новые методические решения, искать приемы, которые помогут сделать занятия эффективнее.
Развитие себя как профессионала. РБК опубликовал данные о том, что “за год с начала пандемии российский рынок EdTech вырос вдвое”. В 2021 году, согласно данным издания, рост сферы может составить 20-25%. Это означает, что на рынке растет спрос на онлайн-уроки. Игнорировать этот тренд и оставаться только и сугубо оффлайн-педагогом означает проигрывать в конкурентной борьбе специалистам, которые пробуют себя в онлайн-формате.
Все перечисленное не означает — и опыт пандемии это показал — что начать преподавать в онлайн легко и просто.
Как педагогу получать деньги за навыки, которые он освоил во время дистанта? 12 вариантов получать ещё больше
Что нужно педагогу, чтобы начать вести уроки онлайн?
-
Ноутбук или ПК. Вести уроки и проверять задания, располагая только смартфоном, неудобно.
-
Камера. Подойдет встроенная у ноутбука.
-
Навык преподавания онлайн. То есть умение взаимодействовать с учеником, не видя его глаз, умение говорить доходчиво, увлекать, не получая той обратной связи, к которой мы привыкли в оффлайн-обучении. К счастью, этот навык можно выработать в ходе практики.
-
Минимальная цифровая грамотность или желание освоить сервисы и программы, которые помогают организовать онлайн-занятия. В минимальном варианте это могут быть:
-
Google документы и Google disc, чтобы размещать учебные материалы, работать в файлах с совместным доступом.
-
Zoom для проведения онлайн-занятий.
-
Google Presentation, чтобы создавать презентации для онлайн-занятий.
-
Telegram, ВК, Whatsapp или другие соцсети и мессенджеры, где можно создать учебную группу или диалог и публиковать там объявления, полезные материалы, собирать домашние работы учеников.
Это минимальный список, в котором, по мере того как вы будете знакомиться со спецификой онлайн-обучения, будут добавляться пункты. Но этого базового списка вполне достаточно, чтобы начать учить в онлайн.
Какие есть варианты развития для педагога в онлайн-сфере?
Если педагог решает, что ему интересно попробовать себя в онлайн-формате, то вот несколько возможностей для развития.
Вариант 1. Работать репетитором в онлайн-формате
Плюсы: сами определяете, как и когда вы работаете, сами составляете программу обучения и можете экспериментировать с подходами.
Минусы: ищете учеников себе тоже сами.
Сколько можно заработать: от 600 до 3000 рублей за индивидуальный урок — в зависимости от предмета, который преподаете, вашей квалификации.
Вариант 2. Работать учителем в детской онлайн-школе
Плюсы: стабильное расписание, стабильный доход и ученики приходят к вам сами.
Минусы: стоимость вашего времени ниже, чем если вы работаете на себя.
Сколько можно заработать: от 350 до 1500 рублей за час — в зависимости от направления и расценок онлайн-школы.
Вариант 3. Вести вебинары в онлайн-школе
В этом случае речь идет не про регулярные онлайн-уроки со школьниками, а про двухчасовую лекцию, которую вы можете читать в онлайн-школе по тому или иному предмету.
Плюсы: стабильное расписание, возможность развиваться как эксперт.
Минусы: небольшая загрузка =— обычно педагога приглашают прочесть такую онлайн-лекцию раз или дважды в месяц. Иногда реже.
Сколько можно заработать: от 3500 до 10 000 руб. за двухчасовое занятие.
Вариант 4. Пройти обучение и стать методистом онлайн-школы
Можно научиться создавать онлайн-курсы и стать специалистом сферы онлайн-образования. В этом случае вы получаете профессию с нуля, но опыт оффлайн-обучения становится основой, на которую легко ложатся новые знания.
Плюсы: востребованная профессия со стабильным доходом и перспективами, возможностью брать на себя новые интересные задачи.
Минусы: нужно пройти обучение, чтобы разобраться в специфике онлайн-образования.
Сколько можно заработать: от 50 тысяч рублей в месяц на старте профессии.