/
Учителю

10 советов учителям для эффективного управления классом

1723

Опытным и молодым учителям одинаково важно иметь в запасе несколько хитрых приемов, чтобы управлять классом вне зависимости от погоды за окном, времени на часах и состояния детей. Наш методист предложил несколько собственных методов, как держать ситуацию в классе под контролем. Пользуйтесь.

Совет 1. Действовать по ситуации

Да, есть правила, но их неукоснительное соблюдение не всегда приводит к нужным результатам. Будьте гибче. Класс, скованный множеством правил и запретов, рано или поздно "взбрыкнет" и устроит бунт. Поэтому иногда лучше быть живым учителем и действовать по ситуации.

Совет 2. Не наказывать за все подряд

В продолжение прошлого совета: не акцентируйте внимание на каждом проступке учеников. Во-первых, это очень энергозатратно: вас на все не хватит. Во-вторых, лучше определить ту черту, за которую переходить нельзя. Важно, чтобы это знали и ваши ученики. Если "черту" переходят, возвращайте назад и держите границы. 

Агрессивный ребенок терроризирует весь класс. Что делать педагогу?

Совет 3. Не наказывать публично, дать возможность сохранить лицо

Детям, особенно если речь о среднем звене, важно мнение сверстников о них. Если на них будут публично нападать, то они будут вынуждены защищаться. Это тупик и усугубление конфликта. Так авторитет не завоевать.

Если поведение ученика не вписывается ни в какие рамки, можно на пару минут вывести его из класса для короткой беседы. При этом сохраняйте спокойствие, приводите рациональные аргументы в поддержку своей позиции и обязательно выслушайте позицию ученика. В 90% случаев конфликт будет улажен, а ученик сохранит свое лицо перед сверстниками.

Совет 4. Не кричать и не действовать сгоряча

Нет ничего авторитетнее для другого человека, как спокойный и уравновешенный собеседник. Особенно, если ты ребенок, а он взрослый. Самое лучшее, что вы можете сделать для эффективного управления классом — сохранять спокойствие и делать свою работу. 

Крик же показывает вас с невыгодной стороны. Да, ситуация может на время решиться, но ваш авторитет будет подорван. Управлять детьми без авторитета сложно.

Совет 5. Задавать нужный тон в первые пять минут

То, какая атмосфера будет в классе, зависит от вас. Если в первые пять минут урока вы будете обращаться к ученикам на равных, по имени-отчеству, то и дальнейшее настроение будет официально-деловым, даже если до этого дети провели время на большой большой перемене на улице.

Как начать урок. Нестандартные советы от нашего методиста

Совет 6. Включить эмпатию

Дети — это живые люди со своими привычками, проблемами и представлениями о жизни. Им не нравится подчиняться командам, но нравится, когда их понимают. Проявите эмпатию, узнайте их ближе, чтобы лучше понимать учеников, и тогда вам будет намного легче найти общий язык.

Совет 7. Давать высказаться

Всегда наступает момент, когда ребенок хочет высказаться, заявить о себе и даже поспорить. Дайте ему эту возможность. Пусть отрабатывает навык ведения дискуссии и учится отстаивать свои границы. Если аргументы убедительны — уступайте. Часто учителя сами не слышат: без объяснения причины запрещают, не пускают, отбирают, сопровождая свои действия комментариями: «Я даже не хочу это слушать, я старший, учитель, так решил и все». Поставьте себя на место детей: чтобы вы почувствовали в подобной ситуации?

Другое дело, что дискуссия должна быть конструктивной. Научите этому ребенка: как не переходить на личности и приводить правильные аргументы.

Совет 8. Проявлять уважение

Хорошо, когда уважение становится тем фундаментом, на котором строится вся работа в вашем классе. Это значит, видеть в каждом человека, не нарушать личные границы, но и не давать нарушать свои. Не высмеивать, не давить и не обесценивать. 

Совет 9. Быть последовательным

Это очень важно для создания атмосферы безопасности. Ученик знает правила и ту черту, которую нельзя переступать. Более того, он знает, что будет, если правила нарушить, а черту переступить. Еще важнее, ученик знает, что правила касаются всех и учителя в том числе. 

Когда безопасно, меньше поводов агрессировать и провоцировать.

Кто отвечает за низкие оценки и кому должно быть "больше всех надо"?

Совет 10. Подключать родителей

Особенно если речь идет о серьезных угрозах здоровью и безопасности: например, наркотической или компьютерной зависимости, немотивированной агрессии, буллинге. Это не должна и не может быть игра в одни ворота — так сложно чего-то добиться и формировать поведение. Это должна быть единая стратегия значимых для ребенка взрослых: одни правила в школе и дома, которые соблюдаются всеми.

Но общайтесь с родителями не только при серьезных угрозах, но и когда их ребенка можно похвалить. Тогда они быстрее станут вашими союзниками.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
376
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
189
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
237