/
Учителю
Воспитателю

Агрессивный ребенок в классе и детском саду: что делать педагогу?

8112

Буллинг в школе, к сожалению, дело обычное: иногда мы сами обижаем одноклассников, а иногда становимся жертвой травли или молчаливым свидетелем. Но что делать, если в классе или в группе детского сада один очень агрессивный ребенок терроризирует всех? Как педагогу защитить других детей и себя заодно рассказывают наши эксперты — юрист Евгений Шупиков и психолог Сергей Галиуллин. 

Ситуация: агрессивный ребенок терроризирует всех

Согласно исследованиям, от буллинга в школе в разные периоды страдает 50% детей, а 15% — находятся в моменте. Если переводить на язык конкретных цифр, прямо сегодня десятки тысяч школьников — жертвы насилия со стороны других детей. А иногда не только дети, а все участники образовательного процесса: 

“Я классный руководитель 6 класса. В классе есть ученик, который держит в страхе весь класс, даже учителей. Он постоянно срывает уроки своим поведением: кидает стулья, переворачивает парты, бьет одноклассников, грубит учителю, уходит из класса во время урока. Ко мне постоянно приходят родители пострадавших детей, а мама ребенка игнорирует призывы прийти на разговор, ссылается на занятость. Директор твердит, что ребенок до 14 лет защищен Законом об образовании, его не могут отчислить из школы. По словам директора,она даже не может перевести его в параллельный класс, потому что это возможно только по заявлению матери. Как же права других детей? Подскажите, есть ли выход из такой ситуации? Что я могу сделать по закону и не только?”

Защищаемся: план действий от юриста

К сожалению, конкретных механизмов, чтобы раз и навсегда решить проблему агрессивных и трудных детей или проблему травли в школе в российском законодательстве нет. Пока нет. Но это не значит, что сделать ничего нельзя и нужно просто смириться и сетовать на трудного подростка. Что точно можно сделать, чтобы защитить себя и свой класс?

Что советует юрист:

  1. Собрать доказательства систематического характера асоциального поведения ученика. Это могут быть видеозаписи, аудиозаписи, справки об обращении в травмпункт других учеников, письма или сообщения родителям хулигана с требованием принять меры, письменное обращение директору и т.д. Всё фиксируйте!

  2. Обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию за консультацией по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития, обучающегося с девиантным поведением.

  3. Обратиться в органы опеки, если асоциальное поведение вызвано ненадлежащим исполнением родителями своих обязанностей.

  4. Обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Родителям потерпевших можно идти в Департамент образования, к уполномоченному по правам ребенка, в полицию и прокуратуру, также подкрепив свои обращения доказательствами бездействия администрации школы и сохранения угрозы психологическому и физическому здоровью детей со стороны агрессора.

Решить ситуацию с агрессивным ребенком в свою пользу можно только при наличии доказательной базы. Важно каждое заявление по факту буллинга подавать только в письменном виде, вести аудиозаписи устных бесед, имеющих отношение к конфликту, снимать видео, собирать переписку в электронной почте, соцсетях, смс.

Это же касается детского сада (кроме шага по обращению в комиссию по делам несовершеннолетних) и коррекционной школы.

Найти причины агрессии: комментарий психолога

Если ребенок ведёт себя агрессивно, на это есть причины. Они могут быть невидимы для педагога: у ребёнка могут быть скрытые конфликты в классе, конфликты в семье или со сверстниками в школе. Иногда ребёнок может нападать без видимой причины: одноклассники сказали ему тем же тоном, что говорит выпивший отчим. Но надо понимать, что ребенок редко становится агрессором просто так. Чаще всего его ведут за собой обида и боль. 

Что может сделать педагог?

Изучать поведение. Можно изучить поведение ребёнка, его болевые точки, триггеры, которые запускают агрессию. Это поможет педагогу быть готовым к нестандартным ситуациям. Это не значит, что нужно не трогать ребёнка вообще — игнорирование также может стать триггером. Но если знать, что вызывает агрессию, можно выбирать другие способы общения. 

Развиваем эмоциональный интеллект у ребенка, чтобы дать ему возможность быть успешным и счастливым в будущем.


Найти контакт с родителем. Во-первых, родители больше учителей знают о проблемах ребёнка. Даже если им кажется, что не общаются, они могут слышать или видеть что-то важное. Во-вторых, только с согласия родителей можно начать работать с психологом. В-третьих, родитель должен быть в курсе того, что с ребёнком происходит в курсе. Даже если родитель изначально отказывается, учитель должен информировать его. 

Обратиться к психологу. Часто ребёнок ведёт себя агрессивно, потому что обижен, оскорблен или просто не умеет по-другому выражать свои чувства. Психолог может снять острое состояние, научить ребёнка работать со своей агрессией. Если с этим не справляется школьный психолог, можно обратиться в районный или городской психологический центр. Они охотно приходят на помощь. 

Поговорить по душам. Иногда это может сработать. Конечно, ребёнок может отказаться и важно уважать его границы. Ребёнок будет разговаривать только с тем, кому доверяет. А ещё с тем, кого считает сильным. Даже если ребёнок нападает на педагога, он может с ним поговорить, потому что знает, что он справится с его чувства и мыслями. В разговоре важно не обвинять ребёнка, а объяснить, как выглядит его поведение со стороны. Предложить вместе поискать причины поведения и даже предложить помощь.

Больше включать в групповую работу. Одно дело, когда ребенок мучает конкретных одноклассников — возможно у него есть неприязнь, иногда по национальному признаку. В этом случае сложно представить общение агрессора и жертвы. Но если ребенок обижает всех, то скорее всего он чувствует себя изгоем в группе. Но вместо того, чтобы расстраиваться, он мстит. Тогда групповая работа поможет. Но важно создавать ситуации, в которых ребёнок почувствует свою значимость, те, в которых он сможет быть успешным и полезным для группы.

Защищать свои границы. Педагог важно сохранять свое психологическое здоровье. Если вас не задевают нападки ребёнка, то можно работать с ним и даже брать огонь на себя. Но если вам больно от его поведения, то нужно обращаться за помощью. Психолог поможет разобраться, почему вы остро реагируете на нападки ребёнка и поможет составить стратегию поведения. Возможно, что агрессор напоминает ребёнка, который дразнил вас ещё в детстве. Здесь важно понимать, что вы не подросток, а взрослый, которому важно включить ребёнка в группу.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
Помощник воспитателя - что должна знать няня в современном детском саду? Что входит в должностные обязанности помощника воспитателя?
04.04.2024
790
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
362
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
181