В последние годы детских садов становится меньше, но они сильно отличаются друг от друга. Разбираемся, зачем нужны детские сады с альтернативными педагогическими подходами. В этой статье расскажем, чем отличается от других монтессори-подход и кому он подойдет.
Потому что старшие дети учат младших и наоборот
В монтессори-садах дети занимаются в разновозрастных группах: рядом играют и занимаются ребята от 2 до 7 лет. Сперва им приходится непросто, и ребята сбиваются в группы по своему возрасту и росту. Но педагог постепенно включает их в общее взаимодействие. Важным становится взаимное обучение: старшие дети учатся заботиться о младших и даже тщательнее следят за собственной дисциплиной. Младшие подражают старшим и так усваивают важные навыки. Еще один плюс разновозрастной группы — разные темы для игр и обсуждений, которые привносят в группу дети.
В обычных садах дети занимаются вместе со своими сверстниками. Это подходит для ребят, которым трудно адаптироваться в саду. Также это удобно для воспитателей: у всех детей примерно одни навыки и задачи, и с ними легче работать. Но равный возраст лишает детей дополнительных возможностей для развития, потому что им не за кем тянуться.
Потому что обучение отталкивается от интереса и способностей ребенка
Мария Монтессори считала, что ребенок может развиться гармонично и раскрыть своей потенциал, если ему не мешать и подталкивать его в нужном направлении. В монтессори-подходе стараются следовать этому правилу. Во-первых, создают развивающую среду с различными игровыми и обучающими зонами. Во-вторых, учитывают свободный выбор ребенка. Он входит в развивающую среду группы, знакомится с зонами с разными инструментами и игрушками и занимается тем, чем хочет. В-третьих, педагоги наблюдают за детьми во время таких игр, фиксируют их интересы и склонности. И затем будут строить общение с ними и обучение, учитывая эти склонности. В-четвертых, педагоги учитывают сензитивные периоды и требуют от детей разного возраста именно того, к чему они склонны.
В обычных садах сензитивные периоды развития учитываются, по крайней мере при составлении программы. Насколько этому следуют педагоги в группе, это другой вопрос. Но точно у педагогов меньше времени и сил, чтобы следить за каждым и учитывать его склонности. С одной стороны, это уравнивает детей, с другой мешает им полностью раскрыть свой потенциал.
Потому что у детей много свободы и ответственности
В монтессори-садах дети становятся инициаторами и авторами своего развития. Они выбирают игрушки, выбирают, чем и когда заниматься. Конечно, в саду есть расписание дня, но оно может быть гибким и педагог может отказаться от того или иного занятия, видя, что дети увлеклись совместной игрой или сами организовались на какое-либо дело. Большую часть дня занимает свободная игра, когда перемещаются по зонам в группе и занимаются тем, чем хотят и столько, сколько хотят. Их никто не заставляет играть определенными игрушками. Но педагог может вдохновлять на определенные дела и показывать, как работать с тем или иным оборудованием.
В обычных садах детям также дают играть в то, что они захотят. Но иногда педагоги слишком жестко следят за расписанием и могут прервать ребенка, занятого интересной игрой. Расписание полезно и вырабатывает у детей привычку и режим, но стресс от того, что тебе не дали играть вдоволь, может быть сильнее и вреднее.
Потому что ребенок учится уважать себя и другого
В монтессори-садах много свободы, но и есть правила, которым нужно следовать. Почти все они связаны с защитой границ каждого конкретного ребенка. Например, нельзя мешать другому, когда тот занят. Также нельзя отбирать игрушки и материалы: если кто-то играет, жди своей очереди или наблюдай со стороны. Также детей учат не шуметь, выбирать свое место для работы так, чтобы не мешать за собой и убирать после игры и работы все материалы. Педагоги объясняют смысл каждого правила, стараются, чтобы им следовали все ребята в группе. Но не насаждают их бездумно и стараются быть вежливыми.
В обычных садах правила также существуют, но педагоги не всегда объясняют их смысл и часто не дают детям разобраться. Для педагогов важнее сохранить дисциплину, чем дать детям понять и окончательно присвоить модель поведения. Это помогает в моменте, но мешает в будущем.
Потому что принципы монтессори-сада хочется «забирать» домой
Родителям часто нравится то, как устроена развивающая среда в монтессори-садах и они пытаются повторить их дома. Это не так сложно, потому что многие игрушки и оборудование педагоги делают своими руками и из природных материалов. Также родителям нравится принцип обучения: педагог не помогает детям, он садится делать поделку рядом и просто показывает шаблон, а дети пытаются повторить и модернизировать. Многие принципы монтессори-подхода можно повторить дома, если быть внимательным к ребенку, учитывать его интересы.
В обычных садах многие принципы также нравятся родителям, но проблема в том, что их не всегда можно повторить. Многие техники строятся на педагогических талантах воспитателя и их может повторить не каждый родитель.