/
Учителю

Как начать урок

6884

Театр начинается с вешалки, а урок с так называемого оргмомента. И хотя он кажется простым — поздороваться, назвать тему и план урока — с ним не задается у многих, особенно начинающих учителей. Разбираемся, с чего начать урока, чтобы он получился интересным, полезным и сразу цеплял учеников. 

Почему важно правильно начать урок

Запоминаются начало и конец. Каждый день ученик слушает по 7-8 уроков и, конечно, через пару дней от них остаются только темы и самые яркие моменты. Начало урока запоминается по умолчанию, так работает эффект края. А если сделать вступление в урок ярким и динамичным, то оно запомнится вдвойне. 

Ребенок делает выбор, слушать или нет. Будем честны с собой, далеко не все дети внимательно слушают урок, иногда даже практическую работу они выполняют на автомате. Но начало урока их внимания хватает — и именно в первые пять минут нужно убедить ученика в том, что урок стоит его времени и стоит быть внимательным до самого конца. Опытные учителя, кстати, часто это делают через отрицательное подкрепление — «здравствуйте, по сегодняшней теме завтра будет проверочная» и детям приходится слушать и записывать, даже если им не очень интересно. 

Задает темп и атмосферу. Некоторые уроки тянутся вечность, а другие пролетают за пару минут. Конечно, учитель может переломить темп даже в середине урока, но обычно его задают в начале. И, кстати, от начала урока зависит настрой не только учеников, но и учителя. Если начинаешь урок уныло и скучно, то к середине уже совсем не остается сил. 

Метапредметные результаты: что это по ФГОС, как их достичь и проверить, что мы их достигли

Что нужно делать в начале урока

Ставить цель. Чтобы дети сразу поняли, что их ждет, важно ставить цель. Лучше, если она будет поставлена конкретно: не «повторим материал прошлой четверти», а «решим несколько сложных уравнений с помощью теоремы Виета». Можно ставить цель не формально, а в игровой форме, например, «сегодня на уроке мы вычислим убийцу динозавров». Конечно, цели урока должны соответствовать ФГОС, но это не значит, что они должны быть поданы ребятам в официальной формулировке. 

Объяснять план урока. Еще лучше, если в первые пять минут вы расскажете ребятам об основных пунктах урока. Во-первых, они смогут сориентироваться и распределить силы, план помогает в конце урока подвести итоги и вспомнить основные моменты. 

Задавать настрой. Чаще всего педагог делает это с постановкой цели. От его манеры и подачи зависит то, каким будет урок. Если он начнет с игры, то и настроение будет легким и подвижным, если будет говорить сложными витиеватыми фразами, то усыпит учеников еще до середины урока. 

Делать мостик с предыдущим уроком. Это необязательный пункт, но, конечно, детям будет проще воспринимать материал, если они знают, как он связан с предыдущими темами. Так яснее становится логика урока, так ребята вспоминают материал, который пригодится им на этом уроке. 

Как развивать проектные компетенции у детей и почему это важно?

Как можно начать урок: инструменты и материалы

Эпиграф. Это самый любимый прием учителей и он уже превращается в штамп. Но от этого не теряет свою полезность. Важно, чтобы эпиграф был привязан к теме урока, красив сам по себе и не банален. Нет ничего плохого в том, чтобы использовать в качестве эпиграфа тексты современных песен. Главное делать это уместно и, например, начать урок о жизни детей царской фамилии со строчек из Оксимирона «Ты ж моя принцесса, ваша цель — выжать всё из её учебного процесса, мы в Женеву на месяц, не жалейте их, профессор, младшая будет красавица, а эта, так, в довесок».

Фантастическое допущение. Этот прием помогает заострить тему. «Представьте себе, что на планете внезапно пропадает гравитация» — этот прием дает возможность детям проявить фантазию, а вам рассказать о принципах гравитации и том, почему без нее невозможна жизнь на Земле. Фантастическое допущение может быть любым и вообще на этом приеме можно построить не только вступление, но и весь урок. 

Проблема. Чаще всего проблема формулируется через противоречие: почему человек не болеет постоянно, если вокруг него столько бактерий, почему человек спит ночью, но хочет спать даже на уроках, почему говорить на родном языке легко, а получить по нему хорошую оценку сложно. Проблема помогает вспомнить материал предыдущих занятий, «включить» голову и настроиться на урок. А еще прекрасно развивает критическое мышление.

Опрос настроения. В урок можно входить не только через информацию, но и через эмоции. Попросите ребят рассказать о том, с каким настроением они пришли на урок, предложите рассказать о проблемах, об успехах. Если желающих высказаться будет слишком много, выслушайте двоих-троих, а остальных опросите через поднятие рук. Но важно не превратить опрос в формальность — поэтому используйте его, только если уже установили доверительные отношения с классом. 

Интрига. Дети любят игры, фильмы и сериалы, вот и поступайте, как сценарист и режиссер — заинтригуйте и заинтересуйте детей. Напишите на доске все термины из урока задом наперед, называйте бактерий и вирусов убийцами и террористами, а иммунные клетки супергероями, предложите с помощью уравнений победить фашистскую Германию. Не жалейте эмоций и тайн, главное — заинтересовать детей, а потом уже вести урок


12 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
419
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
224
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
260