/
Дистанционное обучение

Как наладить онлайн-обучение для дошкольников? Личный опыт руководителя детского сада

15106

Детские сады, как и школы, уже три-четыре недели организуют дистанционное обучение. Анна Макарова-Вендик, руководитель сети детских садов по методике Реджио, рассказывает, как они настроили дистант, что он устроил детей, родителей и воспитателей.

Детский сад в онлайн: поставили правильные цели

Цели обучения во время карантина смещаются. Нужно думать не об обучении, а о том, как адаптировать детей и родителей к самоизоляции. Всем не хватает общения, значит, нужно создавать комфортную для этого среду. 

Что такое правильные цели? Правильные цели поддерживают, а не напрягают. У родителей большое ожидание касаемо того, как ребенок должен реагировать на новый формат. Они думают, что ребенок сразу будет включенным, внимательным, активным. Много учиться, много всего делать. Но так реагировать на дистант сложно даже взрослому, поэтому воспитателю важно объяснить эти моменты родителям, чтобы они не гоняли ребенка.

Также мы, воспитатели, снижаем ожидания к родителям. Есть родители, у которых не получилось подключиться, потому что гаджетов не хватает на всех детей. Им мы отправляем записанные видеоролики и даем обратную связь. При этом не каждый родитель может сам отправить обратную связь — важно, что они делают, даже если не присылают фотоотчеты. 

Детский сад в онлайн: даем себе время на адаптацию

Дети не готовы к онлайн-обучению. Когда мы используем Zoom, они сталкиваются с тем, что нужно ждать очереди, поднять руку, чтобы включить микрофон. Плюс детям мешает любимая привычная среда, не всегда помогают родители.

Важно понимать, дети всё равно остаются теми же, кем были в офлайне. Робкие остаются робкими, смелые — смелыми. Робкие сначала залезают на кровать, под стол. Это нормально: нужно дать ребенку проявиться в режиме пассивного восприятия, дать время и пространство. Об этом нужно говорить с родителями и воспитателями. Ребенок может отказаться включать камеру, и это нормально. Это его право — впускать или не впускать других в свою среду.

Парадоксально, но онлайн сужает расстояние между нами. Нет нейтральной среды, нужно впускать или не впускать чужих в свое пространство. Сначала дети рассказывают об игрушках и питомцах. Потом через две недели дети сами решили впустить других дальше: провести экскурсию по комнате.

Детский сад в онлайн: выстроили диалог

Чтобы дети делились работами, нужна безоценочная конструктивная обратная связь. Нужно выстраивать диалог. Мы говорим с родителями, что их основная задача — поддержать, а не оценить. И основная задача онлайн-сада — поддержать, а не обучить.

Сейчас у всех адаптационный период и основные задачи — коммуникация, поддержание общения, настройка доверия. В условиях самоизоляции общение сократилось, и это нужно компенсировать. Поэтому дети на нашей вечерней “свечке” с удовольствием делятся переживаниями, рассказывают о прожитом дне. Они радуются, потому что у них есть возможность встретиться, есть возможность поговорить. 

Как технологии могут помощь воспитателю?

Детский сад в онлайн: заинтересовали всех участников

Мы используем разные форматы: онлайн-конференции утром и вечером, видеоролики, текстовые рекомендации для родителей и фотопровокации (подборка фото на определенную тему, чтобы дети вдохновились и сделали что-то дома). Если занятие открытое, вариативное, если есть возможность импровизировать и вовлечься, то будет всё эффективно. 

Чтобы помочь родителям, мы проводим для них отдельные онлайн-конференции. На них мы обсуждаем, как настроить обучение, выслушиваем их проблемы. 

Детский сад в онлайн: отработали ограничения формата 

Главная проблема дистанта, с которой мы столкнулись — это исчезает многомерность. Как педагоги, вы знаете, что дошкольники осваивают все через разные каналы. Когда это исчезает, дети теряются, протестуют, бунтуют. Это нормально: у всех идет адаптация, период переоценки и переделки каналов взаимодействия.

Как здесь помочь ребенку? Включать дополнительный канал. Дети сейчас кинестетики, поэтому им нужно что-то мять, рисовать, пока они слушают урок или играют с ребятами. Для этого подойдут и тесто, и пластилин, и песок, и шишки, и пуговицы. Мы настаиваем даже, чтобы родители помогли ребенку во время занятия достроить сенсорную среду.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как подготовиться к ЕГЭ в период пандемии и не испортить отношения с ребёнком
Как подготовиться к ЕГЭ в период пандемии и не испортить отношения с ребёнком
21.05.2020
1049
Как педагогу монетизировать навыки, полученные во время дистанта
Как педагогу монетизировать навыки, полученные во время дистанта
08.05.2020
1330
Дополнительное образование: где брать материалы для дистанта
Дополнительное образование: где брать материалы для дистанта
24.04.2020
3346