/
Учителю
Воспитателю

Взаимодействие школы и семьи детей с миграционной историей в вопросах адаптации, воспитания и обучения

397
Авторы статьи

В последние годы в России усиливается процесс миграции населения. Проблема взаимодействия людей разных этнических культур сегодня становится актуальной и значимой повсеместно. Наибольшие проблемы в адаптации и интеграции детей с миграционной историей связаны с языковым и социокультурным барьерами, которые мешают успешному вовлечению детей мигрантов в различные виды образовательной, культурно-досуговой и социальной деятельности.

Сложности детей с миграционной историей

Буквально с первых дней обучения детей в школе возникают трудности в общении, смысловом понимании. У детей появляются страхи, агрессия, нежелание ходить в школу. Многие родители детей с миграционной историей не владеют русским языком, особенно женщины, и нуждаются в помощи. Отцы, как правило, являются основными гарантами финансового благополучия семей и не уделяют должного внимания вопросам обучения детей.

На базе школы «Флагман» функционирует городской ресурсный центр «Компас» по социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам НОО. Одно из важных направлений работы - взаимодействие педагогического коллектива с родителями детей - инофонов. Проанализировав ситуацию в школе, было принято решение, помимо оказания помощи детям с миграционной историей через работу в малых группах по русскому языку, организовать клуб детско–родительского общения «Азбука успеха».

Цель: установление сотрудничества школы и семьи ребёнка с миграционной историей в вопросах воспитания, адаптации и обучения русскому языку, поддержка семьи в сложные для неё периоды.

Задачи:

  1. Создание условий для сотрудничества родителей с педагогами школы в вопросах воспитания и социальной адаптации детей мигрантов.

  2. Привлечение родителей к участию во внеурочной воспитательной деятельности.

  3. Оказание профилактической помощи семье в период её адаптации к новым условиям жизни и обучения детей.

Включение родителей в процесс организации воспитательной деятельности

Наиболее яркими мероприятиями оказались: «День толерантности», «Фестиваль дружбы», фотовыставка «Моя малая Родина», праздник «День родного языка», выставка творческих работ родителей и детей «Умелые руки не знают скуки», мастер класс «Лезгинка».

Также по результатам работы клуба за истекший период можно отметить родительские собрания с привлечением специалиста по правовым вопросам, встреча с врачом-фтизиатром, специалистами социально-психологической службы школы. Индивидуальные консультации с социальным педагогом, психологом, заместителями директора по учебной и воспитательной работе.

Результаты работы клуба отслеживаются методами анкетирования, наблюдения, а также в ходе индивидуальных бесед с детьми с миграционной историей, индивидуальных консультаций с родителями.

Формы работы с родителями детей с миграционной историей

  1. Групповое консультирование для родителей в начале учебного года: «Успешная адаптация детей мигрантов к русской общеобразовательной школе», направленное на ознакомление с особенностями традиций и культуры российской школы. «Успешная адаптация детей мигрантов к школьной жизни», в ходе которого обсуждаются вопросы адаптации к одноклассникам, учителям, школьным предметам и языку.

  2. Анкетирование родителей два раза в год, с целью выявления трудностей ребенка к обучению и возможные пути их коррекции. Полученные данные оказывают влияние на построение плана психологического сопровождения на втором году обучения.

  3. Индивидуальное консультирование родителей-мигрантов, в ходе которого они получают рекомендации и советы, связанные с решением ряда личных проблем, возникающих у детей мигрантов в процессе обучения. Дополнительная помощь в обучении детей с миграционной историей через работу в малых группах по русскому языку и развитию речи.

  4. Родительский лекторий: «Типы семейного воспитания и их влияние на ребенка. Встреча с председателем КДН»; «Семья, как система. Нормативные и ненормативные кризисы. Адаптация к школе»; «Семейные традиции. Профессии моей семьи»; «Позитивное взаимодействие родитель-ребенок».

Пример анкеты для родителей:

  1. Цель Вашего приезда в г. Пермь?

  2. Ваш родной язык?

  3. Язык, на котором вы общаетесь дома?

  4. Хотели бы изучать русский язык в нашей школе?

  5. Укажите удобное для Вас время занятий.

  6. В решение каких вопросов или проблем Вам нужна помощь?

В заключение

По итогам анкетирования можно сделать выводы, что работа клуба дает положительные результаты по преодолению затруднений учащихся в учебной деятельности, овладению навыками адаптации к социуму, обеспечению мира и согласия в классе, недопущению жестокости и безразличия среди учащихся, созданию условий для личностного развития обучающихся, смягчить процесс адаптации семей мигрантов в социокультурную среду города, почувствовать доверие мигрантов к местным жителям.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
12.02.2025
57
Методы интеграции искусства в учебный процесс
Методы интеграции искусства в учебный процесс
09.02.2025
133
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
05.02.2025
351