/
Учителю
Родителю

Развитие лидерских качеств у школьников: упражнения и проекты

381
Автор статьи
Детский и семейный практикующий психолог, нейропсихолог, создатель проекта «Довольная семья».

Очень часто взрослые переживают о том, что ребенок не проявляет лидерских качеств. Это волнует как родителей в повседневной жизни, так и педагогов в рамках учебного процесса. Обычно это выражается в следующем поведении детей:

  • стесняется проявлять себя,

  • не решается браться за сложные задания,

  • не проявляет инициативы.

Как помочь ребенку развить лидерские качества и что сделать для того, чтобы он стал активнее?

1. Ненавязчивое вовлечение в активную деятельность

Ребёнок, который боится брать на себя инициативу, может не откликнуться на чрезмерное давление со стороны взрослых. Поэтому вместо настойчивого принуждения лучше предложить ему что-то новое мягко и постепенно. Что именно можно попробовать?

  1. Дать роль в школьном спектакле, чуть более активную, чем раньше.

  2. Предложить новые школьные обязанности, с которыми раньше ребенок не сталкивался.

  3. Поручить новую ответственность, подчеркнув его сильные стороны и обозначив то, что в случае необходимости вы его поддержите.

2. Постепенное повышение ответственности в проектах и совместных заданиях

Важно постепенно наращивать какие-то лидерские проявления, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно. Скромному и нерешительному ребенку важно давать время на выполнение, перепроверку чего-то и постепенно увеличивать степень активности и проявлений. Так ему будет проще проявлять себя.

3. Поддержка и поощрение в самораскрытии

Если ребенок стремится к чему-то новому, проявляет интерес к новой деятельности или кружку, важно поддерживать его в этом и поощрять. При этом необходимо подчеркнуть его сильные стороны, то, в чем он успешен, то, что у него получается хорошо. Ребенку будет проще попробовать что-то в новом деле, если он чувствует, что в него верят. Если активности ребенок не проявляет, можно настоять в начале пути, быть рядом, а потом медленно отойти в сторону.

4. Поощрение инициативности

Часто к скромным и стеснительным детям приходят хорошие идеи на воплощение. В такие моменты важно подловить ребенка, дать ему направление для реализации, а также помочь с пониманием того, что именно ребенку нужно сделать. Здесь всегда важным шагом является поддержка взрослого, когда мы будем проявлять свою веру в то, что ребенок справится.

5. Применение системы поощрений

Используйте систему стимулирования — например, накопительные баллы или другую форму поощрений, чтобы ребенок имел дополнительный стимул для достижения целей. С ребенком можно поставить небольшую цель по освоению чего-то, неважно, касается цель школы, или досуга ребенка, или в целом жизни.

За реализацию каких-то небольших достижений можно поддерживать его системой баллов или положительных смайликов, предварительно договорившись, что большое количество бонусов может приносить определенные приятности. Такие бонусы можно использовать в освоении цели или еще чего-то.

6. Лозунг: «Пробуй, несмотря ни на что! Ошибки — это нормально!»

Ну и самое главное, что важно донести такому ребенку, это то, что ошибаться - это нормально. И даже если в каком-то деле у тебя не получилось на отлично, это ничего страшного. Неважно, что это: победа в конкурсе, освоение какого-то нового умения, руководство классом или еще что-то.

Помните: не каждый ребёнок станет лидером

Важно понимать, что не все дети обязаны быть лидерами на 100 %. Однако мы можем помочь им стать более инициативными и смелыми, продвигая их к этому шаг за шагом.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
Роль экскурсионных программ в образовательном процессе
12.02.2025
57
Методы интеграции искусства в учебный процесс
Методы интеграции искусства в учебный процесс
09.02.2025
133
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект
05.02.2025
351