Очень часто взрослые переживают о том, что ребенок не проявляет лидерских качеств. Это волнует как родителей в повседневной жизни, так и педагогов в рамках учебного процесса. Обычно это выражается в следующем поведении детей:
-
стесняется проявлять себя,
-
не решается браться за сложные задания,
-
не проявляет инициативы.
Как помочь ребенку развить лидерские качества и что сделать для того, чтобы он стал активнее?
1. Ненавязчивое вовлечение в активную деятельность
Ребёнок, который боится брать на себя инициативу, может не откликнуться на чрезмерное давление со стороны взрослых. Поэтому вместо настойчивого принуждения лучше предложить ему что-то новое мягко и постепенно. Что именно можно попробовать?
-
Дать роль в школьном спектакле, чуть более активную, чем раньше.
-
Предложить новые школьные обязанности, с которыми раньше ребенок не сталкивался.
-
Поручить новую ответственность, подчеркнув его сильные стороны и обозначив то, что в случае необходимости вы его поддержите.
2. Постепенное повышение ответственности в проектах и совместных заданиях
Важно постепенно наращивать какие-то лидерские проявления, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно. Скромному и нерешительному ребенку важно давать время на выполнение, перепроверку чего-то и постепенно увеличивать степень активности и проявлений. Так ему будет проще проявлять себя.
3. Поддержка и поощрение в самораскрытии
Если ребенок стремится к чему-то новому, проявляет интерес к новой деятельности или кружку, важно поддерживать его в этом и поощрять. При этом необходимо подчеркнуть его сильные стороны, то, в чем он успешен, то, что у него получается хорошо. Ребенку будет проще попробовать что-то в новом деле, если он чувствует, что в него верят. Если активности ребенок не проявляет, можно настоять в начале пути, быть рядом, а потом медленно отойти в сторону.
4. Поощрение инициативности
Часто к скромным и стеснительным детям приходят хорошие идеи на воплощение. В такие моменты важно подловить ребенка, дать ему направление для реализации, а также помочь с пониманием того, что именно ребенку нужно сделать. Здесь всегда важным шагом является поддержка взрослого, когда мы будем проявлять свою веру в то, что ребенок справится.
5. Применение системы поощрений
Используйте систему стимулирования — например, накопительные баллы или другую форму поощрений, чтобы ребенок имел дополнительный стимул для достижения целей. С ребенком можно поставить небольшую цель по освоению чего-то, неважно, касается цель школы, или досуга ребенка, или в целом жизни.
За реализацию каких-то небольших достижений можно поддерживать его системой баллов или положительных смайликов, предварительно договорившись, что большое количество бонусов может приносить определенные приятности. Такие бонусы можно использовать в освоении цели или еще чего-то.
6. Лозунг: «Пробуй, несмотря ни на что! Ошибки — это нормально!»
Ну и самое главное, что важно донести такому ребенку, это то, что ошибаться - это нормально. И даже если в каком-то деле у тебя не получилось на отлично, это ничего страшного. Неважно, что это: победа в конкурсе, освоение какого-то нового умения, руководство классом или еще что-то.
Помните: не каждый ребёнок станет лидером
Важно понимать, что не все дети обязаны быть лидерами на 100 %. Однако мы можем помочь им стать более инициативными и смелыми, продвигая их к этому шаг за шагом.