Если ли Вы учитель в школе, преподаватель или репетитор иностранных языков, то вы точно применяете современные цифровые технологии в обучении. Можно составить бесконечный список таковых, но в этой статье я расскажу о тех программах, приложениях и сайтах, которые использую в своей практике преподавания офлайн и онлайн.
Прежде чем обращаться к тому или ному цифровому ресурсу, я задаю себе вопрос: «Зачем он мне нужен на уроке? Какую цель и задачу я буду закрывать, прибегая к его помощи, и на каком этапе урока?»
Я убеждена, что эффективность в простоте. Как сказал однажды Стив Джобс: "Сосредоточенность и простота — вот моя мантра. Тяжелее добиться простоты, чем усложнённости…» Поэтому прежде, чем набирать стопку активностей и мастерить задания с использованием различных цифровых технологий, подумайте: «Зачем?». Если ответ на этот вопрос есть, значит приглашаю взглянуть на мой небольшой список цифровых инструментов, которые активно применяю в работе со своими учениками.
1. ChatGPT или DeepSeek
Искусственный интеллект, а именно ChatGPT или его китайский аналог DeepSeek, которым несомненно удобнее пользоваться, так как он не требует ВПН.
Здесь, как правило, я прошу создать задания на отработку или повторение лексики урока: gap filling, matching (половинки словосочетаний, предложений, значений слов), а также прошу написать определения для слов/словосочетаний.
Пример повторения лексических единиц по теме “Health” (учебник Wider World 4 + DeepSeek) в начале следующего урока. К слову, после небольшого warm up я всегда начинаю урок с активизации лексики прошлого урока.
Пример работы с ресурсом. Ученики вспомнили и назвали любые словосочетания изученной темы (в этой книге это Word Friends и задание 7), затем я обратила их внимание на определения справа, попросила соотнести их со словосочетаниями, после - выполнили задание на заполнение пропусков в предложениях. Далее задание в парах составить 2-3 аналогичных предложения со словосочетаниями, послушать друг друга.
Наиболее эффективное, чуть более времязатратное задание и мое любимое – попросить каждого ученика (или в парах) составить свои 3-5 предложений письменно с пропусками для заполнения (как это выглядит в исходном задании gapfilling), обменяться предложениями, заполнить пропуски в предложениях своих одногруппников. Обратили внимание сколько каналов восприятия задействовано в этом небольшом задании на повторение? Ученики и говорят, и слушают, и пишут, и используют целевую лексику. Идеально! Также периодически прошу ChatGPT или DeepSeek написать краткий ответ на вопросы для заданий, где ученикам нужно поделиться своей точкой зрения, выразить свое мнение по теме/вопросу.
Зачем? Во-первых, я пишу промт в чате так, чтобы он включил в свой ответ целевую лексику темы раздела, которую мы изучали несколько уроков. Во-вторых, ученикам нужна опора в виде вариантов возможных ответов, так как многие просто не знают, что сказать. Такой скелет-опора помогает им быть смелее и фокусироваться на использовании изученных коллокаций. Здесь есть варианты работы. Можно использовать ответ ChatGPT/DeepSeek в текстовом формате, в зависимости от цели урока, выразить свое мнение письменно, а можно, что я очень люблю делать, перевести текст в аудио. Тогда получится дополнительное задание на аудирование и стимул выразить свое мнение устно в парах/группах/фронтально. Здесь наступает время еще одного на мой взгляд полезного ресурса - elevenlabs.com.
2. ElevenLabs.com
ElevenLabs.com работает в паре с ВПН. Здесь есть ограниченный лимит на бесплатное пользование. Мне пока хватает, поскольку повторюсь, я не использую цифровые инструменты на каждом уроке.
Поделюсь кусочком урока по подготовке к ОГЭ. Тема «Environment”. Это один из заключительных уроков в цикле уроков по этой теме. Моя адаптация и подводка к тренировке задания формата «Интервью».
Пример работы с ресурсом. Дано: вопросы и письменные ответы на них с пропусками, в которые нужно вставить предложенные в задании слова. Поскольку лексика изучена, натренирована, я решила начать с ее активизации и вывода в речь через аудирование. Составила список вопросов из упражнения, а письменные ответы на них «озвучила» при помощи сайта elevenLabs разными голосами (женскими/мужскими с британским и американским акцентом), затем ученику было предложено задание – ознакомиться с вопросами, прослушать ответы на них и соотнести услышанный ответ с вопросом из списка, то есть установить вопросы в том порядке, в каком он слышит ответ на них.
Затем я открыла сами скрипты ответов на вопросы (они были с пропусками, помните?) и попросила прочитать и заполнить пропуски предложенными словами. По итогу у ученика тройное касание с лексикой и идеи для ответов на вопросы. В завершении ученик выполнил задание по формату ОГЭ, ответив на вопросы из списка, с которыми он работал и в аудировании, и в чтении. Эффективно? Однозначно, да.
3. Quizlet
Ресурс, который, наверное, знают уже все преподаватели иностранных языков. Общий функционал – создание карточек с переводом слов, словосочетаний или их дефиниций с примерами в контексте. Да, этим я пользуюсь регулярно. Создаю сеты из карточек по разным темам для повторения и тренировки лексики ученикам, которые готовятся к ОГЭ и ЕГЭ. Никто не отменял старый добрый drilling, отрабатывая лексику и грамматику, так вот формат карточек поможет немного освежить этот рутинный формат задания.
К примеру, простое задание на повторение сильных форм глагола + отработка Перфектного времени. До этого глаголы ученик учил (я брала 30 самых частотных, так как уровень начинающий) и работал с ними на предыдущих уроках. Повторили именно те, которые будут нужны для следующего упражнения. Затем перешли к этому заданию.
На одной стороне карточки инфинитив и три формы глагола в скобках для подсказки, на другой - предложения с пропусками. Сначала открываю карточку, где предложение с пропуском, прошу ученика догадаться, какой глагол там может быть. Если догадаться сложно, то на карточке нажимаем на лампочку «Подсказка» и высвечивается инфинитив глагола. Просим ученика дать 3 формы, затем переворачиваем карточку и проверяем, как бы еще раз касаемся этих глаголов, проговаривая их.
После этого ученик составляет предложение в Перфекте, подставляя сказуемое в нужной форме, меняя его в соответствии с подлежащим. Упражнение комплексное: отработка грамматики, форм сказуемого в целевой грамматике, порядок слов в предложении, чтение, произношение. Также в карточках есть режим озвучивания. Дома ученик может снова поработать с этими карточками и послушать произношение, где сомневается. Только здесь я бы рекомендовала платную версию с возможностью озвучить карточку самим учителем, так как автоматическое озвучивание не всегда удачно.
4. Holst
Ресурс, который позволяет собрать все материалы к уроку в одном месте, ссылки на аудио, видео, карточки и сами страницы учебника в pdf-формате – это онлайн доска Holst. Проста в использовании, быстро загружается. Есть все необходимое для легкой и эффективной работы на уроке. Как говорится – «все под рукой!». Сделана по образу и подобию онлайн-доски Miro, на которой я работала ранее, но ввиду санкций, ухода, а потом ее возвращения, я все же перешла на российскую платформу, которая точно останется с нами.
Вышеупомянутые ресурсы легко можно использовать на уроках в школе очно. Нужны компьютер, выход в интернет и интерактивная доска с проектором. Надеюсь, мой опыт использования цифровых технологий в обучении иностранных языков будет вам полезен и вдохновит на новые методические свершения!