Общение классного руководителя с родителями имеет своей целью создание благоприятной воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.
Как учителю завоевать доверие родителей
К первой встрече с родителями учитель тщательно готовится, продумывает, как обеспечить взаимопонимание, сотрудничество между ними и педагогом. Ш. А. Амонашвили в книге «Здравствуйте, дети» рассказывает: готовясь к первой встрече с детьми и родителями (а он начинал педагогическую деятельность как учитель начальной школы), он знакомился с личными делами школьников, запоминал их имена и имена родителей и, впервые встречаясь с ними, приятно удивлял их своим обращением к детям по именам и к родителям по имени-отчеству. В этом они увидели внимание учителя, подчеркнутое уважение, заботу.
Общаясь с родителями, учитель, прежде всего, обращается к чувству родительской любви. Уважение этого чувства, понимание того, что для родителей их ребенок самый любимый, самый родной, помогает выстроить отношения взаимопонимания, взаимоуважения, сотрудничества.
Начиная разговор с родителями, учитель дает положительную оценку ребенка, находит то лучшее, что он сумел разглядеть в нем: сначала родители должны услышать от учителя хорошее о нём. Только тогда они с пониманием воспримут озабоченность педагога проблемами, которые мешают развитию ребенка, над преодолением которых предстоит работать и педагогу, и родителям. Восприятие педагога как человека неравнодушного, проявляющего искреннюю заинтересованность судьбой ребенка, его развитием, позволит установить отношения, в основе которых – уважение личности учителя, признание его авторитета, что очень важно для последующего взаимодействия и организации плодотворного сотрудничества.
Не критиковать, а понимать
В общении с родителями важно проявить высокое уважение их личности как отца и матери, их родительских забот, их трудовой и общественной деятельности. И это должно проявиться в формах обращения, в доверительном тоне, в недопустимости назидания, наставления, выговора в адрес родителей.
Взаимопониманию с родителями не способствует перекладывание на родителей неумение педагога решать свои профессиональные обязанности: «Ваш сын отвлекается на уроках», «Не выполняет домашнее задание», «Плохо учится» и т. д. Только живой разговор, в котором проявляется искренний интерес к ребенку, к его родителям, забота и внимание, способен сделать родителей вашими союзниками.
Чему может быть посвящена встреча учителя с родителями
Оповещению о ходе развития ученика, о результатах его учебной деятельности, о проявляющихся у него интересах, склонностях, об его участии во внеклассных мероприятиях. Такой разговор лучше вести с участием ребенка. Приведем пример такой встречи.
Начинает разговор учитель. Сначала он говорит о том хорошем, что проявилось в учебе, в поступках, в общественной жизни ребенка. Затем продолжает присутствующий на встрече родитель, он тоже говорит о позитивном, о том, что хорошего он наблюдает последнее время, после этого говорит ребенок, тоже о позитивном: что у него получилось из того, что раньше не получалось, называет свои достижения за последнее время. Очень важно показать ребенку: взрослые видят его достоинства, в целом положительно его оценивают. В. А. Сухомлинский утверждал: «Воспитание – это наращивание того лучшего, что есть в ребенке». Мы внушаем ребенку, что он достойный, умный, способный человек, и у него самого появляется стремление жить достойно. Ребенок должен верить в себя, а мы этому – всячески способствовать.
Общение без барьеров
После этого в той же последовательности обсуждаются проблемы, трудности, которые препятствуют развитию школьника. Идет обсуждение проблем важных как для школьника, так и для родителей, оценивается достигнутое, ставятся новые задачи, продумываются пути помощи. Разрабатывается программа решения выявленных проблем, возможно, заключается договор, главным действующим лицом которого является ребенок. Эта встреча – проявление внимания, заботы, беспокойства о ребенке, оказание помощи ему в преодолении трудностей роста и развития.
Встреча учителя с родителями может быть посвящена приобщению родителей к воспитательной деятельности класса, это может быть:
-
посещение театра,
-
прогулки и походы,
-
экскурсии, диспуты,
-
ринги,
-
совместные проекты.
Совместная деятельность сближает позиции детей и родителей, наполняет их общение глубоким содержанием, взаимообогащает. Поводом для встречи могут быть совместные размышления педагога и родителя о ходе процесса воспитания, о путях разрешения сложных конфликтных ситуаций, о поиске наиболее эффективных методов и средств воспитания.
Таким образом, в первой и в последующих встречах педагога с родителями должны присутствовать:
-
безусловное уважение личности родителя вне зависимости от его положения, социальной принадлежности;
-
доброжелательность, внимание, заинтересованность общими проблемами;
-
диалог как предпочтительная форма общения, предполагающая умение слушать и слышать партнера, понимать и поддерживать его.