/
Учителю

Роль непрерывного образования в профессиональном развитии педагогов

312
Автор статьи
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Социально-политический и мировоззренческий кризис, постигший нашу страну в конце XX столетия, обернулся антропологической катастрофой, диссоциацией собственно человеческого в человеке – от полной потери смысла жизни у одних до полной потери облика человеческого у других.

Человек — цель воспитания

В этом смысле современное образование не может ограничиться только трансляцией знаний, формирования компетенций, развития познавательных способностей.

По сути, именно перед образованием встаёт задача созидания человека в полноте телесно-душевно-духовных измерений: «Целью воспитания человека может быть только сам человек, так как всё остальное в этом мире (и государство, и народ, и человечество) существует только для человека» - подчёркивал К. Д. Ушинский, как бы предвидя те изменения, которые скажутся на учебно-воспитательном процессе.


В ситуации кризиса социальной и культурной жизни образование становится пространством личностного развития.

Субъектность как цель и ценность

Все эти вызовы человечеству требуют актуализации и развития человеческого потенциала.

Приоритетная цель и ценность – обеспечить становление в каждом человеке субъектности, проявляющейся в возможности выбора, ответственности за последствия действий и поступков, умения оставаться в ресурсе в условиях непрерывно меняющегося постиндустриального общества.

В этом смысле актуальным становится поиск и создание условий для непрерывного образования педагога, совершенствования компетенций, что подчёркивали выдающиеся педагоги прошлого и современности, что явилось отправной точкой развития гуманистической педагогики в эпоху Возрождения, постулатом которой стало утверждение «человек есть мера всех вещей».

В XXI веке правильность этой истины очевидна. Образование, его гуманистическая направленность – это не просто способ обеспечения реализации возможностей человека, но и условие преодоления глобального кризиса, поставившего под угрозу существование жизни на Земле. Человек как ценность выдвигается на первое место. И на это же первое место ставятся задачи создания условий для его целостного духовного, душевного и телесного развития, сочетания реализации личностного «Я» и формирования чувства ответственности за судьбы общества, способности к сотрудничеству и диалогу с другими людьми и культурами.

Сегодня каждому педагогу важно осознать, что цель школы - это не только обученность, но и личностный рост каждого обучающегося. Чтобы способствовать этому, важно владеть не только совокупностью базовых профессиональных компетенций и личностных качеств, но и развивать те, которые востребованы здесь и сейчас:

  • гибкость,

  • адаптивность,

  • эмоциональная и психологическая зрелость,

  • развитое мышление,

  • готовность рисковать и брать на себя ответственность.

Особую актуальность в современных условиях получает необходимость соединения в рамках образовательного процесса свободного развития школьника с педагогическим неавторитарным руководством и обязательной ориентацией целей, способов и средств образования на ценностные основания.

Личность будущего и педагог настоящего

В центре – педагогика постмодерна (Ж. Лиотар, Д. Делез и др.), признающая самоценность человека, требующая большей гибкости при организации образовательного процесса, характеризующегося жёсткостью и консерватизмом.

Для педагогики постмодерна сама цель образования множественна, подвижна, индивидуализирована. И учитель, и ученик – соавторы. Нет и не может быть изначально заданной, единственно возможной, универсальной модели образования, как бы рационально она не обосновывалась.

Очевидно, что сегодняшнее поколение детей при сохранении базовых характеристик взросления иное, требующее от учителя поиска новых подходов и траекторий, обусловленных веяниями времени.

Преодолеть кризис возможно только в том случае, если педагогическое сообщество научится гибкости реагирования на те изменения, которые коснулись общества в целом и образования в частности.

В стандартах подчёркивается значимость формирования инициативной, самостоятельной личности, готовой к выбору, принятию решений и умеющий нести за них ответственность. Личности, владеющей востребованными ценностями и компетенциями, преобразующей мир, заинтересованной в его благополучии.

Создать условия для формирования такой личности сможет такой педагог, который сам в процессе постоянного развития, самосовершенствования, предполагающего в том числе и непрерывное образование.

Образование как путь к идентичности

Чтобы сформировать у школьников востребованные сегодня навыки и метакомпетенции, выступающие основанием для понимания предназначения («Кем и чем Я являюсь» и «Что мне нужно и как Я могу этого достичь»), каждый педагог должен быть внутренне цельным, владеющим совокупностью перечисленных компетенций. Иначе никак, иначе педагогическое сообщество будет больше и больше «пробуксовывать» в попытках донести вечное и доброе, что теряет ценность в условиях глобального кризиса и нестабильности.

Педагогика постмодерна ставит задачу пересмотреть подходы к образованию в целях превращения его в пространство общекультурное. Это новая полифоническая педагогика, призванная расширить образовательные возможности для каждого человека, с учётом аспектов личной истории, типологических черт, возраста, потребностей и запросов, мотивов и интересов.

Значимость получает идея о том, что образование призвано создать такие условия, в которых каждый человек может познать собственную идентичность и предназначение. Такое возможно при условии преодоления властной позиции педагога и стремления к организации процесса на субъект-субъектной основе.

Педагогика постмодерна утверждает логику диалога, направленную на решение двуединой задачи социализации/индивидуализации личности школьника, что ставит перед каждым педагогом необходимость самосовершенствования как в личностном, так и в профессиональном смысле.


Это задача сложная, требующая трансформации на всех уровнях: от подготовки педагогов, владеющих совокупностью востребованных компетенций до перестройки системы образования.

«Вне университетов… знание передаётся или будет передаваться «на выбор» взрослым, начавшим трудовую деятельность или собирающимся её начать, с тем, чтобы повысить их компетенцию и профессиональное продвижение, но также для усвоения информации, языков и языковых игр, которые позволяют им расширить горизонт их профессиональной жизни и соединить их технический и этический опыт».

(Ж. Лиотар)


Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
Использование метаобучения (metalearning) для развития саморегуляции учащихся
17.05.2025
19
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
Нейрообразование: как современная нейронаука меняет подходы к преподаванию
07.05.2025
204
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
Роль учителя-психолога в поддержке эмоционального здоровья класса
05.05.2025
280