Ученики в школе все чаще сталкиваются с проектной деятельностью. В том числе, педагоги предлагают им реализовывать социальные проекты. Разбираемся, что это такое, нужно ли проектирование в детском саду и школе и как к этому относиться родителям.
Что такое социальные проекты?
Социальные проекты — это почти то же самое, что обычные проекты, которые школьники выполняют во время учебы. Но в социальных проектах особенно важен результат: он должен быть полезным для многих людей и решать их конкретную проблему. Выращивать из гусеницы бабочку — это просто проект, а придумать и построить горку в школьном дворе — это социальный проект. Но результат не обязательно должен быть материальным. Создать сайт школы, который поможет ученикам получать информацию о расписании занятий — тоже социальный проект.
В остальном социальный проект походит на обычные проекты:
-
Результат должен быть практическим, а не теоретическим. Этим проекты отличаются от научных исследований.
-
Проект должен быть задуман и осуществлен подростком. В идеале даже тему не должен выбрать сам ученик. Педагог может только задавать вопросы, которые помогут ребятам прийти к цели.
-
В ходе проекта ребенок должен взаимодействовать с другими людьми, с информацией, с большим миром в целом.
Исследовательская работа в школе. Позиция учителя, позиция родителя
Зачем социальные проекты нужны в школе?
Соответствуют ФГОС. Во ФГОС сказано, что ученики должны осваивать навыки и получать знания, в том числе, через проектную деятельность.
Помогают почувствовать социальный статус и самостоятельность. Ребенок понимает, что его идеи и действия могут привести к конкретному результату, решить проблему, сделать лучше жизни других людей. Это невообразимый эффект, ведь ребенок сразу понимает свою значимость, понимает, что он достиг этого сам и способен на большее.
Помогают решить конкретные проблемы. За счет социальных проектов школа может решить проблемы, на которые не хватает ресурсов, в том числе, интеллектуальных.
Кто должен проводить социальные проекты?
Педагог-предметник. В рамках почти любого предмета можно реализовать проект, например, просветительский. Настенная газета о ВОВ — это тоже социальный проект.
Социальный педагог или психолог. В школах не всегда это принято, но социальный педагог или психолог могут выступить, как минимум, заказчиками проекта. Как максимум, его руководителями, ведь они лучше понимают особенности командного взаимодействия и иногда лучше других понимают, какой проект будет социально важнее других.
Заместитель по воспитательной работе. Часто бывает заказчиком проектов, потому что лучше видит проблемы в школе. Дети в ходе проекты не всегда могут сделать что-то связанное с ремонтом, но могут провести мероприятие. Также заместитель по воспитательной работе может руководить проектной группой.
Проектный штаб. Если в школе есть проектный штаб, то именно он будет заниматься реализацией любых проектов, в том числе, социальных. Штабу проще найти ресурсы и проще довести проект до результата, потому что у сотрудников есть успешный опыт.
Должны ли родители помогать детям и учителям?
Нет, но могут это делать. Во-первых, родители могут инициировать некоторые проекты, то есть, родительский совет может предлагать идеи ученическому совету. Во-вторых, родители могут помогать своим детям, но только если сами этого хотят.
Учителя не могут заставить родителей помогать детям в проекте. Но родители обязаны предоставить ресурсы: найти литературу и отвести в библиотеку ребенка, который еще ни разу там не был, отвести его в музеи, помочь найти информацию.