/
Учителю

Воспитательная работа в школе

1767

Изменения в образовании касаются не только обучения, но и воспитания. С одной стороны, государство запускает программы профилактики правонарушений, требует развивать правовое сознание у учеников. С другой стороны, как показывают последние решения Верховного суда, родители перекладывают свою ответственность в воспитании на школы.

Как современный учитель может выстраивать воспитательную работу при существующих условиях? Рассказывает наш федеральный эксперт Лев Тетерский.

Что государство требует от воспитательной работы?

Профилактика правонарушений. Федеральная программа профилактики безнадзорности и правонарушений подростков действует с 2015 года. В этом году Дмитрий Медведев поручил добавить к ней мероприятия по профилактике суицида среди несовершеннолетних. Это ясный сигнал школам — будут проверки, и не только формальные.

Работа с семьей. По мнению чиновников Министерства просвещения и представителей Национальной родительской ассоциации школы уделяют мало времени общению с родителями. По исследованию НИУ ВШЭ учителя тратят на работу с родителями в среднем 2,2 часа в неделю — меньше, чем на работу с документами. По мнению власти, это надо исправить.

Духовно-нравственное воспитание. Министр просвещения Ольга Васильева отмечает, что духовно-нравственному воспитанию школы уделяют меньше внимания, чем натаскиванию на ЕГЭ. Это и касается патриотизма — по мнению Васильевой он должен формироваться не только через изучение истории. 

Может поэтому еще вернули уроки религии в школу без возможности от них отказаться?

Профориентация. Ольга Васильева считает, что ЕГЭ дает возможность подавать документы на многие факультеты, но ученик не четко понимает свое профессиональное будущее: «Я убеждена, что нужно вернуть в школы ориентацию на профессию». Не факт, что в ближайшее время восстановят учебно-производственные комбинаты, поэтому ответственность за профориентацию будет на учителях. 

С какими проблемами сталкивается учитель в воспитательной работе?

Самые частые — конфликты между учениками, работа с родителями и бунт подростков. 

Конфликты между учениками. Любую воспитательную работу сложно проводить, если в классе есть разногласия между учениками. Они не смогут договориться, не согласятся на групповую работу, не захотят проводить внеурочное время вместе. При этом конфликты важны, на них нельзя закрывать глаза — они могут вырасти в травлю, привести к правонарушениям. 

Единственный выход — направлять воспитательную работу на разрешение конфликтов. Если не хватает знаний, лучше обратиться к психологу или в школьную службу примирения. Специалисты службы занимаются не только медиацией, но и обучением — расскажут ребятам, как не провоцировать друг друга на конфликты, когда нужно защищать свои интересы, когда стоит идти на компромиссы. 

Буллинг: что делать учителю?

Вмешательство и невмешательство родителей. Родители жалуются на то, что учителя мало уделяют им времени, но часто сами не соглашаются помочь, если учитель просит. С другой стороны, некоторые родители слишком сильно контролируют учителя и детей: например, могут препятствовать проведению Хэллоуина, даже если это инициатива учеников.

Стоит заранее установить границы с родителями на нескольких организационных собраниях: рассказать, что вы открыты к советам, но при этом будете ориентироваться на собственное профессиональное мнение и интересы учеников. Постарайтесь опереться на нескольких активистов. 

Школьники не хотят, чтобы их воспитывали.  Современного ученика хотят воспитывать все: государство, телевидение, общество, школа, родители. Ему хочется учиться, чтобы получить профессию, узнать новое или хотя бы сдать ЕГЭ. И хочется закрыть свой мир на ключ от тех, кто его не понимает. К тому же ученики часто против тех требований, что навязывает школа — к одежде, образу мыслей, занятиям. 

Единственный выход — не воспитывать, а налаживать отношения. Во-первых, раскрываться перед учениками, хоть и сохраняя дистанцию: больше рассказывать о себе, своих интересах. Во-вторых, больше слушать ребят — просто наблюдать, давать договорить до конца. В-третьих, предлагать интересные формы работы. Еще лучше, если будут предлагать ученики, а учитель будет доводить их до ума и подсказывать, как лучше реализовать. 

Требования к внешнему виду учеников: что школа может запрещать, а что нет?

Какие формы работы может использовать учитель?

Тренинги. На социально-психологических тренингах учитель может проработать с учениками сложные моменты в общении. Педагогу понадобится помощь психолога, но только на первых этапах. Главное — понять, как проводить рефлексию, чтобы ребята уходили с занятий без лишнего груза. Тренинги могут касаться не только социально-психологических тем. На них можно отработать сдачу экзамена: пройти все этапы, чтобы познакомить с ними учеников и уменьшить их страх.

Игры. Игровые технологии, как и тренинги, помогают проработать почти любую тему. Для знакомства ребят с правилами движения или устройством общества, подойдут социально-экономические игры. В них главное соблюдать правила и баланс. Для проработки тонких тем — конфликтов, границ, ценностей — подойдут ролевые игры. В них важно не забывать о рефлексивном блоке — ребята должны понимать, почему они отыгрывали те или иные роли и испытывали в игре те или иные чувства.

Разговор с экспертом. Эксперт сможет ответить на те вопросы, в которых не разбирается учитель. Например, о сексе и отношениях расскажет сексолог. А о патриотизме и любви к родине лучше расскажет не учитель литературы, а путешественник, побывавший во всех городах России. Главное, чтобы у эксперта не было цели воспитывать ребят: ученики быстро почувствуют фальшь и ненужный пафос. Еще один вариант разговора с экспертом — экскурсия. Даже родной микрорайон может оказаться полным загадок, если о нем расскажет краевед.

Волонтерская работа. Один из самых сложных, но эффективных видов воспитательной деятельности. Педагоги часто отправляют учеников помогать ветеранам или убирать улицы, но этого недостаточно для волонтерства. Волонтер четко понимает, зачем он помогает другим людям, что это дает им и ему лично. Стоит обратиться в городские волонтерские организации, прикрепиться к наставнику — он подскажет, кому нужна помощь и расскажет о волонтерских ценностях и непростом пути.

Коллективная творческая деятельность. Проведение КТД опирается на активность групп, на которые делится коллектив, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После проведения дела проводится совместный анализ, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на  курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курсы
Курсы для учителей-предметников. -10% на переподготовку
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
311
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
150
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
194