/
Учителю

Родители жалуются на плохие оценки. Что делать педагогу?

13577

Каждый учитель сталкивается с плохой успеваемостью и далеко не всегда он может понять ее причины. Но некоторые родители точно знают, виноват учитель — приходят, жалуются и даже пишут заявления в администрацию. Разбираемся, как вести себя в таких ситуациях.

Кто ответственен за плохие оценки?

По закону «Об образовании» ответственны все стороны: учитель, ученик, родители. Ученик — потому что именно он получает образование и овладевает предметными и другими навыками. Учитель ответственен за качество образования, а успеваемость косвенно указывает на проблемы в преподавании. Родители до 18 лет отвечают за ребенка, представляют его интересы: если ученика будут исключать из школы, комиссия по делам несовершеннолетних будет спрашивать у родителей, какие меры они принимали, как решали проблему. 

Согласно закону больше всего проблем из-за оценок ребенка будет именно у родителей.

Больше всего проблем из-за плохих оценок будет именно у родителей. Учитель может не получить стимулирующие выплаты, если в классе будет низкий средний балл — и только. Если у ученика плохие оценки по многим предметам, родителям придется решать, как дальше заниматься обучением ребенка: делать уроки вместе, отдавать к репетиторам, менять школу, переходить на домашнюю форму обучения?

Почему ребенок может плохо учиться?

Сложный материал, сложные объяснения. Да, это может быть причиной. Учителю трудно объективно смотреть на свои уроки со стороны, а для этого хорошо бы получить адекватную обратную связь. Возможно, темы или подача сложны для учеников.

На уроках неинтересно. Материал может быть простым, но скучным. Оживить уроки можно по-разному: делать материал чуть сложней, использовать видео или презентации, включать игровые методы.

У ребенка личные проблемы. Если в семье или в отношениях со сверстниками что-то идет не так, то ребенку не до учебы. Если ребенок замыкается, не может объяснить, почему плохо учится, постоянно отвлекается, выглядит плохо, то скорее всего с ним стоит поговорить отдельно. Только без давления, чтобы не усугубить.

Нет мотивации учиться. Мотивация пропадает не только из-за личных проблем. Иногда ребенок хорошо учится, но потом достигает потолка и не видит перспектив. Главное — поговорить с ребенком и узнать, почему пропал интерес. Иногда это происходит под внешним давлением: авторитетные близкие говорят, что хорошо учиться не «круто». Тогда нужно разбираться и объяснять, что можно учиться ради интереса и не обязательно получать хорошие оценки. 

У ребенка высокий уровень стресса. Это может быть связано с личными проблемами, а может с высокой нагрузкой. Если у ребенка остается мало сил, это легко заметить: он приходит сонный, мало двигается, у него резко меняется настроения, у него становится нездоровый цвет лица. Если нагрузки связаны с учебой и дополнительными занятиями, стоит поговорить с родителями и сказать, что ребенок не справляется физически. 

Как учитель может помочь родителям и ученику?

Выслушать. Самое главное — не уходить в глубокую оборону. Родителям важно, что происходит с ребенком — поэтому они и пришли. Нужно спокойно выслушать их позицию, позицию ребенка и высказать свою. Если спокойно разговаривать не получается, нужно вызвать психолога или заместителя директора в качестве модератора.

Помочь найти причину. Если никто не хочет обвинять друг друга, то есть силы разобраться в проблеме и найти причину. Чаще всего их бывает несколько: учитель рассказывает сложно, урок стоит рано утром, ученики отвлекают. С каждой причиной можно справиться или хотя бы минимизировать их.

Ни один учитель не застрахован от того, что некий родитель может его опорочить, по разным причинам. Тут важно сохранять трезвую голову и помнить, что у вас всегда есть законные способы защиты от клеветы.

Составить план обучения. Если причина найдена, нужно понять, как наверстать упущенное. Ребенок мог плохо учиться все полугодие и потерянные знания нужно восстанавливать. Договоритесь о консультациях или том, что ученик будет сдавать материал раз в месяц.

Разделить зоны ответственности. Родители могут помочь ученику сами. Даже если нет сил делать с ним уроки, можно взять на себя организацию занятий. Ребенку можно мягко напоминать о домашних заданиях, научить его тайм-менеджменту. Например, можно работать с таймером — 25 минут готовишь задание, 5 минут отдыхаешь. Это помогает не терять концентрацию.

Памятка для родителей

Вмешательство родителей в работу учителя нарушает весь учебный процесс. Как минимум, большой шанс, что такое поведение спровоцирует то самое неуважение к учителю, без которого ребенку будет сложно воспринимать материал адекватно. Что хорошо бы помнить родителям, чтобы не допустить такой ситуации: 

  1. Помнить, что педагог — профессионал. Да, у него, как у любого человек, могут быть проколы и ошибки, но не ошибается тот, кто ничего не делает.

  2. Результаты не всегда приходят быстро. Есть универсальный закон педагогики: она даёт отложенный результат.

  3. Сначала к педагогу, а потом в администрацию. Это даст больше конструктивности, особенно, если вы будете задавать вопросы, а не нападать.  

  4. Не стоит запрещать ребёнку злиться на учителя. Но тут важно не перейти на совместную критику педагога, а дать ребенку возможность пережить и осознать свои эмоции. Так ему будет легче посмотреть на ситуацию под другим углом.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Курс
Помогаем выстраивать конструктивный диалог с родителями
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
Роль физической активности в образовательном процессе: как интегрировать спорт и движения на занятиях
07.10.2024
107
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
Современные технологии в начальной школе: плюсы и минусы
03.10.2024
202
Применение метода кейсов в обучении школьников
Применение метода кейсов в обучении школьников
30.09.2024
190