/
Родителю
Учителю

Ребенок списывает

3079

В школе ученики делятся на два типа: есть те, кто даёт списывать, и те, кто списывает сам. Что с этим делать и надо ли вообще что-то с этим делать, разбирались с нашим экспертом, учителем математики Анастасией Обориной.

Насколько плохо то, что ребенок списывает

Это как посмотреть. С одной стороны, если ребенок списал правильно, то у него будет хорошая оценка. Это плюс. С другой стороны, дети настолько привыкли списывать, что им уже в голову не приходит сделать что-то самостоятельно. Это минус. То есть формально успеваемость у ученика хорошая, а поставь его к доске, предложи нестандартную задачу или убери шпаргалки на экзамене — и все, посыпался.   

Еще один минус: ученик перестает развиваться, размышлять, искать ответ самостоятельно. Без этого невозможно добиться успеха не только в учёбе, но и вообще в жизни. И в этом плане все гораздо серьезнее, чем нам представляется. 

Почему ребенок списывает

Я уверена, что списывать в школе — это просто привычка. Вредная привычка, от которой никак не может избавиться большинство учеников. Главная причина этой привычки — страх перед плохой оценкой. Дети боятся расстроить родителей или любимого учителя. Дети боятся наказания за плохую оценку или что ее нельзя будет исправить. 

Как развивать проектные компетенции у детей и можно ли их не развивать?

Другие причины, почему ребенок может списывать: 

  • Не хватает времени, "погуглить" ответ быстрее

  • Слишком легкие или слишком скучные задания, на которые даже не хочется думать

  • Страшно признаться, что что-то не понял, а высокую оценку получить нужно

  • Непонятно, зачем делать задание

  • Очень устал, нет сил думать самостоятельно

Что можно сделать учителю, что ребенок не списывал

У каждого учителя есть свои секреты, как добиться от класса "академической честности". Делюсь своими.

Секрет первый. У учеников должна быть возможность ошибаться и, что важнее, исправлять ошибки. Важно дать понять, что трудности — это нормально, они могут быть, они должны быть, и об этом можно говорить вслух и получить помощь.

Системно-деятельностный подход. Как то, на чем основан ФГОС, выглядит на практике?

Секрет второй. Также важно, чтобы школьнику было интересно выполнять задания, он чувствовал свою причастность, мог как-то влиять на то, что изучает и, что особенно важно, ему это по силам. 

Секрет третий. Как говорит ФГОС, сами задания должны быть практико ориентированными, про жизнь. Детям интереснее "забронировать отель за рубежом", чем в десятый раз учить неправильные глаголы. Понятно, что это возможно не всегда, но комбинировать работу на отработку навыков с "реальностью" — вполне.

Секрет четвертый. Важно обсуждать с детьми, в чём смысл тех или иных работ, какие навыки они развивают и как могут пригодиться. То, о чем опять же говорит ФГОС в формате метапредметности.

Секрет пятый. Важно объяснить разницу между взаимопомощью и "дать списать". Помогать можно и нужно, но делать за другого человека — это не помощь.

Секрет шестой. Давать выполнимые задания — и по сроку, и по объему. Договариваться с учителями и соотносить объёмы заданий с общей занятостью детей. Не думать, что твой предмет самый важный.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
Как узнать, что с ребенком жестоко обращаются в детском саду
04.04.2024
354
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
400
Как защитить ребенка от травли  со стороны учителя?
Как защитить ребенка от травли со стороны учителя?
04.04.2024
373