/
Учителю

На уроке нет учеников. Что делать?

3349

У каждого есть свои профессиональные страхи. Актер боится забыть слова, врач — ошибиться в лечении, а учитель — того, что никто или почти никто не придет к нему на урок. Рассказываем, что делать, если дети не пришли на урок и как этого не допустить. 

Почему дети не пришли на урок

Пропускают по болезни. Обычно это случается редко, но во время эпидемии гриппа и других орви дети могут болеть целыми классами. Конечно, это выяснится уже после массового прогула, но учитель должен быть готов к этому в ноябре и феврале как минимум. 

Пропустили из-за важного события. Причем оно могло быть запланировано, но учителя не поставили в известность. Например, дети всем классом участвуют в митинге, посвященном 9 мая или другом школьном мероприятии. Также дети могут внезапно сорваться к однокласснику, лежащему в больнице, и не предупредить учителя. 

10 советов учителям для эффективного управления классом

Им скучно на уроке. Обычно прогулы по этой причине не случаются резко — опытный учитель может заметить, что детям неинтересно на уроках. Еще один вариант — ученики боятся контрольной. Но обычно этот страх также можно заметить заранее. 

Ученики выясняют отношения с учителем. Если учитель ведет себя слишком жестко и агрессивно с учениками, то они могут выразить протест и не прийти на урок. Причем это может случиться внезапно — в какой-то момент терпение кончается, а по-другому дети не могут выразить агрессию и обиду. 

Это просто совпадение. Вполне возможно, что каждый не пришел по своей причине — кто-то болеет, кто-то решает личные проблемы, кому-то скучно на уроке. 

Что делать на уроке и после него

Проводить его так, как будто ничего не случилось. Урок — это основная задача учителя и он должен выполнить ее вне зависимости от того, сколько учеников присутствует в классе. Можно подобрать подходящую форму, например, устроить разговор по душам, не отклоняясь от учебной темы. Даже рассказывая о жизни крестьян, можно попросить учеников поделиться представлениями о современной деревне, попросить пофантазировать о том, как бы они сами жили в предлагаемых обстоятельствах. 

Как начать урок. Нестандартные решения от нашего методиста

Искать учеников и узнавать причины. Конечно, это нужно сделать после урока. Самое простое — сообщить о неявке классному руководителю. Он свяжется с родителями или самими учениками и попросит написать объяснительную. Конечно, ученики не напишут о том, что им скучно на уроке, но это можно понять по невразумительным причинам, которыми они оправдают прогул. 

Давать задания на отработку. Конечно, можно провести дополнительную консультацию и нагнать материал, но к такому ученики могут привыкнуть. В крайнем случае, ее нужно делать обязательной и назначать в неудобное для учеников время. Самый простой вариант — дать дополнительное задание. Но нужно сделать его сложным, чтобы ученики не захотели и дальше работать в таком формате.

Как сделать, чтобы этого не случилось

Идти навстречу. Если ученики заранее просят перенести на урок, нужно обдумать все варианты и возможно согласиться. Скорее всего, они не будут пользоваться этой возможностью постоянно, а ваши отношения улучшатся. 

Узнать, как сделать урок интересным. Проведите опрос и узнайте, какие формы урока нравятся ученикам больше всего. Подумайте о подаче материала: если вы все время проводите лекции, то ученики действительно могут устать. Чередуйте групповую работу, дискуссии, смотрите с учениками фильмы. Это не обязательно делать на каждом уроке, но чем разнообразнее вы подаете информацию, тем интереснее ученикам

Создавать доверительные отношения. Если ученики воспринимают вас как наставника или партнера, они не прогуляют урок внезапно. Они будут делиться своими переживаниями и вы будете лучше понимать, готовы они к занятиям или нет.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
345
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
164
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
219