Все мы разные
Все дети разные, все приходят в первый класс с разным уровнем подготовки. Кто-то ходил в детский сад, кто-то на подготовительные курсы, кто-то никак не готовил ребенка целенаправленно для обучения в школе. В первый месяц обучения учитель наблюдает за детьми, проводит диагностические работы, чтобы понять, как построить свою работу, какие выбрать методы, приемы и темп обучения.
Особого внимания требуют дети, которые не справляются с усвоением учебного материала. Необходимо выяснить причины происходящего.
Если это педагогическая запущенность, а ребенок с хорошим уровнем развития познавательных способностей (памяти, внимания, мышления), то достаточно немного больше уделить внимания новым темам.
Если у ребенка проблемы из-за здоровья и особенностей развития, то необходима помощь специалистов и об этом важно говорить с родителями, ничего не скрывая.
Если есть трудности из-за особенностей развития внимания и памяти, то необходимо включать в урок задания для их развития.
Необычные упражнения
Сейчас стали популярными нейропсихологические упражнения для развития обоих полушарий головного мозга. Задания, конечно, лучше проводить специалисту, но необычные упражнения может провести любой педагог.
Каждый урок можно давать в начале урока одно задание на весь класс, но оказывать помощь детям с низкими учебными возможностями. Упражнения найти можно сейчас в свободном доступе и в литературе, и в Интернете.
Самые простые, которые мы знаем и проводим:
«Капитан»
Одна рука прикладывается ко лбу (смотрим вдаль), другая вытягивается вперед, пальцы собраны в кулак, большой палец поднят вверх. Руки меняют своё положение.
«Молоток – утюг»
Одной рукой показываем, что забиваем гвоздь, другой держим утюг и гладим бельё. Можно менять положение рук.
«Голова – живот»
Одна рука гладит по голове, другая по часовой стрелке по животу. И опять смена положения рук.
Очень полезно рисовать обеими руками. Начинать надо с линий, а потом можно раскрашивать картинки.
В начале урока важно сконцентрировать внимание учеников. Можно проводить игры на внимание, например, «Муха».
На доске квадрат из 9 или 16 клеток. В любой клетке изображение мухи, можно ставить магнит в ячейку. Педагог говорит, куда летит «муха». Как только «муха» вылетает за пределы квадрата, дети должны хлопнуть.
Доброе слово и кошке приятно
Любой человек любит похвалу. Для детей с трудностями в обучении важно создавать ситуацию успеха. Поддерживать и подбадривать самые малые успехи. Но при этом важно не оценивать личность ребёнка, а говорить про то, что сделал правильно ребёнок. «Как же здорово ты написал букву! Она такая красивая получилась!», «Ты отлично справился сегодня с заданием!»
Делим слона на кусочки
Детям трудно удерживать несколько учебных задач сразу. Важно проговаривать, прописывать все задания по частям, чтобы ребенок действовал по плану.
Понял сам, помоги другому
С трудом детям даются определенные темы по русскому языку и математике, например, таблица умножения, определение падежной формы и склонения имен существительных.
Предлагается создать пары «учитель – ученик». Учитель – это тот, кто уже с легкостью выполняет задания, ученик – с трудом. Для запоминания и тренировки используются карточки-сорбонки.
Сорбонка – это небольшая двусторонняя карточка, на одной стороне которой записывается понятие, пример, формула, слово, дата, картинка, схема и т. п., а на другой – ответ.
В нашем случае записано слово, а с другой стороны – падеж и склонение.
Ребята в парах работают с карточками. «Учитель» объясняет, если «ученик» ошибается. Работают на переменах, после уроков.
Если на самостоятельной или проверочной работе «ученик» пишет на «5» работу, то и «учитель» получает эту отметку.
Поверь в себя
Ребенку с любыми возможностями нужно верить в себя и иметь желание учиться. Заинтересовать ребёнка, используя игры на уроках, предлагая посильные задания, разбирая индивидуально сложные темы, - это задача учителя. Иногда это очень трудно, иногда нужна помощь других педагогов, но это очень важно для будущего ребёнка.