В России с инклюзией есть много проблем, но даже сами педагоги на местах уже понимают, что пусть это сложная задача, но отказаться от неё невозможно. Да, еще не везде принимают детей с ОВЗ (нарушая при этом закон). Да, мало где есть подходящие условия. Да, особенные дети учатся в обычных школах в основном благодаря профессиональному мастерству педагога. И эта статья именно для этих профессионалов: конкретные рекомендации от нашего федерального эксперта Елены Евгеньевны Аюповой.
Что должен делать учитель в классе, где есть дети с особыми образовательными потребностями? Рассказываем.
Прием первый. Предварительная подготовка
На этот момент часто не обращают внимания, а он принципиально важен для правильной адаптации. Перед приходом ребенка с ОВЗ нужно подготовить класс — и речь не только про оборудование, но и психологический комфорт, атмосферу. Инклюзия сложна не только для ребенка с особыми потребностями, но и для других детей в классе и их родителей.
Что я рекомендую сделать? Провести отдельное собрание для детей и родителей, на котором рассказать про нового ученика и его особенностях. Объяснить, как появление нового ученика повлияет на жизнь класса, чего вы ждете от остальных и почему. Можно посмотреть фильм об инклюзивном обучении, можно пригласить психолога. Главное, чтобы это не было ни для кого сюрпризом, тогда есть большой шанс свести негатив к минимуму.
Прием второй. Показать разнообразие
Особенности есть у всех: у кого-то они связаны с внешностью, у кого-то с внутренним миром, у кого-то с особенностями восприятия информации. Однако если одни особенности понятны детям и не вызывают тревоги, то другие — могут быть непонятны и поэтому неприятны. Поэтому важная задача учителя — все честно и доступно для понимания детей объяснить, желательно еще до появления ребенка с ОВЗ.
Можно предложить ученикам такую игру: почувствовать, как чувствует себя их одноклассник. Если у него есть проблемы со зрением, можно всем завязать глаза и попросить походить так. Если он не использует речь из-за синдрома Дауна или аутизма — попробовать молча донести до других свое мнение. Если речь идет о ребенке, у которого проблемы с координацией движений, школьники могут написать мини-эссе нерабочей рукой. Это значительно снижает критическое отношение к особенностям как к чему-то странному, непонятному, чужому.
Прием третий. Опираться на сильные стороны каждого
Да, есть ФГОС и в нем зафиксированы результаты, к которым дети должны прийти. Но даже на уровне стандартов становится понятно, что усвоить знания — больше не главная цель, важнее научиться пользоваться ими на практике и создавать что-то новое. Например, энциклопедические знания сейчас уже не так нужны для работы, а гораздо важнее креативность, творческое мышление, эмоциональный интеллект. Ни одно заболевание не отнимает у человека этих способностей, каждый может сгенерировать новую идею или проявить эмпатию.
Что умеет ребенок с ОВЗ? Что ему хорошо удается? Как это может помочь в совместной работе класса? Даже на уровне языка акцент лучше делать не на том, чего нет, а на том, что есть: например, вместо «не может ходить» говорить «пользуется коляской».
Прием четвертый. Оказывать поддержку каждому, не выделять кого-то одного
О роли поддержки в успешном развитии ребенка мы, педагоги, знаем хорошо. Хочу напомнить о двух вещах. Во-первых, поддержку важно оказывать всем без исключения в классе, чтобы не провоцировать на зависть и агрессию остальных. Во-вторых, поддержка бывает разных видов.
-
Вербальная поддержка. Может выражаться не только в прямом поощрении, но и непрямом, не адресном: «Весь класс скоро справится», «Это не так сложно, как кажется».
-
Физическая поддержка. Когда учитель пишет, рисует или конструирует что-то с учеником вместе — «рука в руке».
-
Моделирование. Демонстрация выполнения задания, наглядный алгоритм.
-
Визуальный стимул. Картинки, пиктограммы, символы, письменная речь.
-
Манипуляция символами. Расположение объектов в определенном порядке.
Прием пятый. Давать разноуровневые задания
Сами по себе разноуровневые задания дают любому ученику выбор, не отменяя усвоение и проработку материала. Например, разбирать новые понятия можно через анализ, построение таблиц, зарисовку, создание моделей и даже открытый микрофон. Одним детям под силу один вариант задания, других детям — другой. В результате каждый отрабатывает урок без насилия и ненужной трагедии.