Краткое описание
Статья подготовлена по материалам вебинара Галиевой Светланы Юрьевны «Психологическая безопасность в школе: управленческий аспект». Из текста вы узнаете о том, что такое психологическая безопасность в школе. Почему так много в этом вопросе зависит от личности директора. Получите чек-лист для проверки своей школы, а также рекомендации, что делать, если психологическая безопасность находится под угрозой.
И два бонуса, чтобы вы могли почувствовать себя как на эфире. Мы добавили цитаты Светланы Юрьевны. А из блока ответов на вопросы сохранили список книг, рекомендованных к прочтению.
|
Об авторе вебинара: Галиева Светлана Юрьевна
|
Безопасность — базовая потребность. Только в условиях безопасности возможно гармоничное развитие личности во всех сферах. Если ребенок развивается в среде с травмирующими факторами, рано или поздно начнется откат и появятся травмы, на устранение которых могут потребоваться годы, а иногда и целая жизнь.
Психологическая безопасность — один из компонентов безопасности вообще. И он не менее важен, чем, скажем, физическая безопасность. Складывается психологическая безопасность из 2 компонентов и формируется на 3 уровнях.
«Психологическая безопасность всегда подразумевает интимность! Поэтому, уважаемые директора и завучи, найдите возможность для кабинетов!»
2 компонента психологической безопасности
Место
Человеку нравится место, в котором он находится, и он хочет там находиться.
Доверие
В этом месте существует доверие, доверительное общение.
3 уровня психологической безопасности
Ощущение безопасности формируется на 3 уровнях: общество, локальная среда и личность. На какие-то уровни педагоги и руководители сферы образования влияют непосредственно, на какие-то не могут оказать влияние в моменте.
1. Уровень общества
Глобальный уровень, на который система образования не может повлиять здесь и сейчас. Сюда относятся процессы, протекающие в государстве, уровень жизни, здравоохранения и т. д. Задача руководителя (педагога) построить общение так, чтобы снизить уровень тревожности, расположить человека, показать, что вы на его стороне, от вас не надо защищаться.
На данном уровне директор находится «на стыке», выступает представителем и власти, и общества. С одной стороны его задача донести политику государства до родителей, детей и педагогов. С другой — он не должен останавливаться на формальном информировании. Важно показать, что директор — человек, который готов выслушать и помочь, к которому можно прийти, когда тяжело.
На вебинаре Светлана Юрьевна иллюстрировала каждый уровень безопасности ситуациями из практики и жизни. Например, для локального уровня привела аналогию с гардеробом. Рассказала об исследовании, изучающем связь учительской и уровня тревожности, в котором принимал участие, — «Психологическая безопасность образовательного процесса», Пермь, ПГГПУ, 2013 г. Подсказала, какие кабинеты необходимо организовать в школе. Спойлер: учительскую и кабинет психолога.
2. Уровень локальной среды
Сюда относится ближайшее окружение: семья, друзья, школа, работа, кружки, секции, хобби и т. д. Все то, с чем непосредственно взаимодействует человек каждый день.
На этом уровне уже директор, завуч и другие работники школы могут и должны принимать непосредственное участие в создании психологически безопасной среды. Задача создать референтную группу сверстников и педагогов. Референтная — значимая.
Человек в школе должен чувствовать, что рядом люди, с которыми он может и хочет общаться. Если будет необходимость, он получит помощь и поддержку. Возникнут критические ситуации (конфликты, болезни, травмы и т.д.) — есть четкая стратегия поведения.
3. Уровень личности
Речь идет о субъективном переживание своей защищенности человеком. Зависит от особенностей личности. Руководство школы влияет, но скорее косвенно.
«Самые счастливые педагоги и дети в коррекционных школах!»
Вам может быть интересно
Курсы по организации психологической безопасности в школе
- Медиация: технологии и практики управления конфликтными ситуациями
- Социокультурная и языковая адаптация детей с миграционной историей
- Профилактика девиантного поведения и криминальной субкультуры в школьной среде
От чего же зависит психологическая безопасность
Баева Ирина Александровна (доктор психологических наук, профессор, академик РАО) в своем исследовании «Психологическая безопасность образовательной среды: Теоретические основы и технологии создания» выделяет 5 рисков, которые могут повлиять на формирование безопасной психологической среды в школе.
В статье описаны риски, связанные с управлением. Чтобы узнать о четырех других рисках, связанных с детьми, с педагогами, с организацией учебного процесса и со взаимоотношениями, смотрите записи вебинара или презентацию к нему. Материалы доступны к изучению бесплатно по ссылке.
Риски, связанные с управлением
По степени влияния на психологическую безопасность риски, связанные с управлением, можно разделить на 4 группы. Однако не стоит полагать, что риску, значимость которых оценена в 10%, не нанесут большого вреда психологической безопасности. Они могут стать искрой, которая приведет к большому пожару, если не принять своевременно меры.
-
Управленческая некомпетентность — 45 %.
-
Личностные особенности и авторитаризм директора — 30 %.
-
Отсутствие команды единомышленников в администрации — 10 %.
-
Неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива — 10 %.
На вебинаре Светлана Юрьевна рассказала несколько историй, показывающих к каким негативным результатам могут привести управленческие риски. Например, ситуация, в которой увольнение одного человека, которому не была оказана должна поддержка, принесло несколько новых проблем.
«Нанимайте матери сиделку или увольняйтесь!»
Красные флаги и чек-лист угроз психологической безопасности
Проверьте, есть ли что-то из нижеперечисленного в вашей школе. Есть? Начните превентивную работу! Не ждите критической ситуации, которая разделит жизни школы на «до» и «после».
-
Не хватает времени на общение с родителями/педагогами, на выполнение представительских функции, делегируется нагрузка представителям/помощникам.
-
Есть совмещение административной и педагогической деятельности.
-
Отсутствует корпоративная этика, прозрачная миссия.
-
Нет учительских, столовых для педагогов.
-
Есть случаи повышенной нагрузки — более 1,5 ставки у педагогов.
-
Есть неравномерное распределение стимулирующей оплаты труда.
-
Нет общешкольного родительского комитета, родительского клуба, родительских комитетов в классах (речь не о том, что надо собирать деньги с родителей, Светлана Юрьевна затрагивала на вебинаре более широкий функционал, который помогает снизить нагрузку у педагогов и повысить вовлеченность родителей, усилить их роль и значимость).
-
Есть игнорирование сигналов о буллинге, психологическом насилии.
-
Нет четкой и понятной системы наказаний на уровне школы (ее необходимо разработать совместно с педагогами и другими специалистами школы и внести в устав).
-
Нет психолого-педагогического сопровождения родителей, детей. (Этим занимаются психологи, соц.педагоги, кураторы, советники по воспитанию. Их может быть недостаточно или такой должности(ей) вообще нет в школе).
«Нас с вами в институтах, в колледжах, вообще-то, учили проф. общению. Этот предмет входит в базовую педагогику. [...] А у родителей этого нет!»
Вам может быть интересно
Курсы по организации психологической безопасности в школе
- Деятельность классного руководителя: профилактика и пути выявления конфликтных ситуаций, буллинга, моббинга и троллинга в образовательной организации
- Профилактика табакокурения, употребления алкоголя и наркотических средств среди несовершеннолетних
- Современные требования к деятельности педагога-психолога в соответствии с ФГОС: создание психологически безопасной образовательной среды
Основные направления деятельности по созданию психолого-педагогической безопасности
На вебинаре Светлана Юрьевна подробно разобрала факторы, влияющие на безопасную образовательную среду. Это и инфраструктура, и нормативно-правовые акты, и взаимодействие образовательной организации с другими ведомствами, а также другие факторы. Послушайте вебинар в записи или смотрите презентацию, чтобы узнать подробнее об этом. Ниже расскажем об основных направлениях деятельности по созданию психологически безопасной среды в школе.
В концепции научного подхода выделяют 5 основных направлений действий руководителя по созданию психологически безопасной среды: мотивационный, организационный, коммуникативный, самооценочный и эмоциональный.
-
Мотивационный — важно понять и принять значимость психологической безопасности. Без нее все остальное начнет рушиться. Руководитель в первую очередь должен быть заинтересован в создании среды, в которой каждый участник: ребенок, педагог и родитель — получит возможности для максимального развития и реализации своего потенциала.
-
Организационный — важно понять принципы, по которым организуется безопасная среда в школе, и применить их на практике. Для этого надо изучать психологию и педагогику.
-
Коммуникативный — важно научиться выстраивать коммуникацию в первую очередь в конфликте, а также создать условия для доверительного общения. И это не разовая акция — пройти курс, посмотреть тренинг. Это ежедневная работа в системе.
-
Самооценочный — важно уметь осознавать ценность и значимость каждого человека, участвующего в образовательном процессе. Уважать его опыт, мнение, взгляды, идеи. Его человеческое достоинство.
-
Эмоциональный — важно проводить психопрофилактику эмоциональных состояний в кризисные моменты: адаптация, проверка знаний, комиссии и т.д.
В статье только часть информации. Запись вебинара смотрите здесь. Это бесплатно. В заключение добавим, что отвечая на вопросы, Светлана Юрьевна посоветовала три книги для изучения в данном вопросе. Делимся с вами:
-
С. В. Кривцова «Учитель и проблемы дисциплины»
-
Дэйв Бёрджес «Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и увлекательными»
-
«Я чувствую... Что?» — книга-гид по эмоциональному интеллекту в инфографике из серии «Чему не учат в школе»