/
Учителю
Родителю

Методы интеграции искусства в учебный процесс

430
Автор статьи
Онлайн/оффлайн преподаватель английского и немецкого языков. Репетитор. Переводчик. Опыт работы более 13 лет.
Искусство предоставляет эстетический опыт. Такой, при котором ваши органы чувств работают на пике возможностей. Когда вы полностью поглощены происходящим. Когда вы отвечаете на переживаемое вами сильным волнением, восторгом. Когда ощущаете, что живете полной жизнью. Отказ от эстетики означает, что вы отключили все свои эмоции и стали нечувствительны к происходящему.

Кен Робинсон

Трудно поспорить с этим высказыванием, особенно когда выходишь после занятия, где в качестве дидактического материала были репродукции картин выдающихся художников. Неоднократно на уроках с детьми использовала работы Да Винчи, П. Пикассо, В. Ван Гога, А. Матисса, на занятиях с подростками и взрослыми - картины Э. Хоппера, А. Тулуз-Лотрека, Мишеля де Буйона, Г. Андерсона и других. Мы живем в удивительный период многообразия, испытывая на себе полный спектр информации: аудиальной, визуальной, текстовой. Она захватывает каждого. Искусство же не имеет времени и границ. Глядя на картину, мы полагаемся на свои ощущения, чувства, фантазию, интуицию, отключаемся от внешнего шума, погружаемся в удивительный мир. На этих ощущениях и происходит чудо обучения посредством искусства.

Предметы искусства как дидактический материал

Умелое использование предметов искусства (репродукций, музыки, образцов архитектуры, фрагментов театральных постановок и др.) в качестве дидактического материала может разнообразить образовательный процесс, сделать урок по любому предмету интересным.

Так, например, включение работ художников расширяет кругозор учеников. Ведь в процессе работы с учениками можно обсудить факты о жизни деятеля искусства, исторический контекст периода его творчества, случаи из жизни самого художника; его методы работы, видение мира через произведения. Детям особенно запоминаются необычные факты. Например, вы знаете у какого художника одна нога была короче другой? Кто пользовался техникой зеркального письма и почему? Кто из художников за всю свою жизнь продал лишь одну работу и то своему брату, владельцу художественной галереи?

В процессе занятия необходимо коротко рассказать о судьбе деятеля, немного коснуться времени, в котором жил и трудился художник, помочь ребятам понять, насколько трудно было работать в тех или иных условиях. Порой за свою деятельность приходилось платить здоровьем, а то и жизнью. Такая работа позволяет достичь не только предметные результаты, но и реализовать в рамках урока воспитательный компонент.

Не стоит бояться того, что на это уходит много времени. Нет. Мы не ставим цель - читать лекцию об искусстве. Пару фактов и интересных примечаний вполне достаточно для того, чтобы заинтересовать учеников и далее организовать работу на уроке.

За годы практики набралось немало идей для основных тем, где я интегрировала произведения художников в процесс обучения английскому языку. Эти идеи можно применять и для других иностранных языков. В этой статье поделюсь примерами по двум темам.

Вариант организации работы № 1. Тема «Внешность», «Части лица и тела»

Для того чтобы разнообразить работу над темами «Внешность», «Части лица и тела», можно предложить ученикам поработать с репродукцией картины П. Пикассо «Портрет Женщины в профиль». В рамках совместной деятельности, кроме основной лексики, вы можете повторить лексику по теме «Фигуры, формы», добавить описательные прилагательные, сравнительную степень прилагательных.

Пример задания 1

Возможные задания в парах/индивидуально: описать женщину на картине, ответить на вопросы: где находится глаз, рот, рука и т. д., После - нарисовать свой или выдуманный портрет, портрет персонажа в этом же стиле. Обсудить результат, представить описание полученного портрета в парах или фронтально. Также можно взять работы другого зарубежного или отечественного художника-портретиста. Сравнить их с работой П. Пикассо.

Пример задания 2

Парам выдать две разные портретные картины П. Пикассо, так, чтобы ученики не видели репродукции, которые получили. Задача одного ученика описать «свою» картину, используя лексику по теме, так, чтобы второй напарник ее нарисовал (воспроизвел) только с его слов. Повторить со второй картиной то же самое. Затем показать друг другу оригиналы картин и сравнить с тем, что получилось нарисовать.

Пример задания 3

В 7-х классах получилась целая выставка рисунков после подобной работы с картинами. В рамках темы «Hobbies» ученикам было дано задание нарисовать свой портрет таким образом, чтобы одна половина была обычным лицом, а вторая часть отражала то, чем они любят заниматься в свободное время. Предварительно на уроке была проведена работа с текстом о подростках, об их увлечениях, выполнены упражнения для тренировки использования словосочетаний: be into, be fond of, be interested in, like/enjoy doing… etc. На следующем занятии ученики сдали свои рисунки.

Была организована групповая работа: ребята пробовали угадать кто, по их мнению, изображен на рисунке, чем этот человек увлекается, почему именно так изобразил свои хобби. На этом уроке дети много говорили, использовали целевые фразы и лексику, описывая портреты друг друга. Кроме того, ребята смогли иначе взглянуть на уже хорошо знакомых одноклассников. После занятия было много восторга и воодушевления!

Примеры работ учеников, которые получились по итогу такого занятия.

Работа ученика 2 Работа ученика 1
Работа ученика 3 Работа ученика 4

Вариант организации работы № 2. Тема «Моя комната. Мой дом»

Еще одна тема, где можно интегрировать изобразительное искусство и изучение английского языка – это тема «Моя комната. Мой дом». В данном случае отлично вписываются работы А. Матисса, В. Ван Гога, Мунка, Лихтенштейна, Дюфи. На основе взаимодействия с произведениями художников вы можете нестандартно, интересно отработать лексику по теме: название комнат, мебель, описательные прилагательные, степени сравнения прилагательных, цвета, оттенки, предлоги места.

Пример задания 1

Закрыть половину/часть картины. Сначала предложить описать видимую часть, затем ту, что закрыта – что там может быть. Здесь можно подтянуть модальные глаголы суждения (may, might, can, could).

Пример задания 2

Работа в парах, мини-группах. Составить true/false предложения по какой-то из выбранных картин, угадать какое из них верно/неверно. Если неверно, дать правильный ответ.

Пример задания 3

Если есть возможность на уроке поработать с телефонами/планшетами, то можно воспользоваться приложением virtual bedrooms, погулять по виртуальным комнатам художников. Например, сначала ученики работают в парах и совершают виртуальную прогулку по комнате Ван Гога, описывают увиденное при помощи конструкций «I can see…», «There is/are…». Партнер внимательно слушает, добавляет свое предложение, но не повторяется. Затем можно поработать фронтально и попросить ребят обобщить то, что они заметили на картине. Или также задать вопросы, которые могут быть и неверными. Проверяем учеников на внимательность.

Если телефоном пользоваться нет возможности, то использовать видео-прогулку по этой же картине Ван Гога, попросить учеников быть очень внимательными и заметить каждую деталь. Затем либо поработать вместе, задавая вопросы с вышеупомянутыми конструкциями, либо просто сказать, кто, что успел заметить. Получается очень живой урок, где ребята неоднократно используют целевую лексику и грамматику сами того не замечая.

Заключение

Представленные идеи интеграции изобразительного искусства и преподавания английского языка подходят как для детей, так и взрослых. Детям близки творчество, полет фантазии, они с удовольствием работают на тем, что выходит за рамки традиционного урока и рутинной работы над упражнениями. Прикосновение к искусству – это гарантия радости и отличного настроения, вдохновения во время и после урока, а также - тренировка и отработка целевой лексики и грамматики. То, что нам, учителям, и нужно.

Не бойтесь говорить на уроках иностранного языка об искусстве и нести своим ученикам красоту! Успехов, коллеги!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Работа со слабоуспевающими учениками в начальной школе
Работа со слабоуспевающими учениками в начальной школе
26.03.2025
80
Как использовать мобильные приложения в образовательном процессе
Как использовать мобильные приложения в образовательном процессе
23.03.2025
195
Влияние искусственного интеллекта на развитие школьного образования
Влияние искусственного интеллекта на развитие школьного образования
17.03.2025
368