Экскурсия в музее – методическое средство для реализации образовательного процесса с помощью демонстрации материальной и нематериальной культуры, истории на локальном, региональном, всероссийском и мировом уровнях. Экскурсия – один из элементов музейной педагогики, который позволяет сформировать и активизировать познавательные интересы у обучающихся, как в урочной, так и во внеурочной деятельности.
История экскурсионного дела в мировой практике
Данный постулат имеет свои исторические корни. В 1909 году немецкий историк искусства Альфред Лихтварк писал о музейной среде, как о площадке музейного диалога между педагогом и учениками, которыми были двенадцатилетними выпускницами женской гимназии г. Гамбурга. Искусствовед считал, что экскурсия в музее должна быть построена на диалоге с посетителем, что «обсуждение картины должно представлять собой маленькую драму и иметь прелесть импровизации, при которой свободно раскрываются все силы».
Альфред Лихтварк
В дореволюционной печати издавался «Экскурсионный вестник». С 1914-1916 гг. было выпущено 10 изданий. Специальный выпуск 1916 года посвящен работе музеев со школьниками, где педагоги и музееведы представили следующие статьи: «Экскурсии в течение учебного года, как необходимый элемент преподавания истории в средней школе», автор Е. С. Кропоткина; «Историческая экскурсия, как способ углубления и повторения учебного курса», автор А. В. Бакушинский. В данном издании опубликована статья сотрудника Румянцевского музея Н. И. Романова «О задачах и методах экскурсий по искусству», в которой автор отметил, что средством общения с подлинником должна быть эстетическая экскурсия - «ввести зрителя в ряд эстетических переживаний и дать серьезный углубленный анализ известного произведения».
Автор высказывания был противником обзорных экскурсий, он считал, что ученик должен проводить осмотр небольшого количества произведений, чтобы полноценно познакомиться с объектом, избегая беглого знакомства с музеем. Также автор считал, что эстетическая экскурсия необходима учащимся не ранее 14-летнего возраста с учетом, что имеется художественная подготовка. Отечественная наука выделяет Н. И. Романова, как одного из первых педагогов-музейщиков, который был на пути осмысления образовательной деятельности отечественного художественного музея.
Николай Романов
Виды экскурсий
Экскурсии для школьников сегодня – это форма учебно-воспитательной работы, при осуществлении которой организуются посещения нескольких объектов последовательно с познавательной целью, определяемой темой и учебной программой. Существует два вида школьных экскурсий:
-
Урочные экскурсии: проводятся в урочное время для изучения темы учебной программы. Например, «История Второй мировой войны», «Культурное пространство России в XIX веке», «Природные зоны России» и т. д.
-
Внеурочные экскурсии: направлены на углубление и расширение знаний школьников, тем самым дополняя то, что школьники получают в ходе изучения школьного курса. Например, «Серебряный век российской культуры», «Путешествие по следам лесных жителей».
Но, стоит отметить, что каждая экскурсия подразумевает патриотическое воспитание средствами музейной педагогики, где через призму предмета учащийся погружается в историю отечества, которая вписана в мировую историю или наоборот - раскрывает только локальную историю. Например, «История образования Мурманской области», «Животный мир и Красная книга Пермской области» и т. д.
Экскурсионные программы и условия их реализации
Все экскурсионные программы можно разделить на: натурные (за пределами музея) и музейные; по составу участников: для начального, среднего и старшего звеньев; по дидактическим целям: вводные, текущие и итоговые экскурсии (заключительные).
При изучении школьных предметов использование экскурсий является очень актуально по ряду причин: экскурсия расширяет кругозор, углубляет знания, духовно и нравственно ориентирует, способствует воображению, творческому и научному порыву, активизирует учебную деятельность, связывает обучение с жизнью через историю предмета или события.
Экскурсия может быть проведена в школьном музее, а также в государственном или частном музеях. Соответственно, учитель-предметник, классный руководитель, педагог дополнительно образования, педагог-организатор или заместитель директора по воспитательной работе заранее согласовывает содержательную часть экскурсии, отрабатывая в том числе рефлексию. Продолжительность экскурсии также согласовывается с музейными сотрудниками заранее, так как получение знаний «за пределами кабинета» не должно превратиться в монотонный рассказ или действо, которое по времени не соответствует возрастной категории.
Рекомендованная продолжительность экскурсии:
-
1-4 классы - до 30 мин.
-
5-9 классы - до 40 мин.
-
10-11 классы - до 60 мин.
Выводы или роль экскурсионных программ в образовательном процессе
Резюмируя данный материал стоит отметить следующее, что ЭКСКУРСИЯ:
-
углубляет и расширяет знания об отдельных предметах, событиях, явлениях;
-
формирует картину мира в контексте локальной, региональной, мировой истории;
-
позволяет теоретические знания применить на практике;
-
развивает внимание, наблюдательность, логику на причинно-следственные связи, умение сравнивать, анализировать, систематизировать;
-
способствует научно-исследовательской деятельности;
-
развивает сообразительность, умение строить диалог;
-
способствует духовно-нравственному, патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся;
-
выполняет функцию инструмента в профориентировании подрастающего поколения.
-
если экскурсии проходят на открытой местности, то содействуют укреплению здоровья.