«Злоупотребление эмоциями», «посттравматический стресс», «нежелание договариваться»… За последнее десятилетие эти выражения прочно вошли в наш лексикон.
Данные массового опроса родителей и преподавателей подтверждают наличие неблагополучия в эмоциональной сфере нынешнего поколения в сравнении с предыдущим. Дети становятся всё более раздражёнными, тревожными, импульсивными, агрессивными, неспособными договариваться. Многие чувствуют себя всё более одинокими и подавленными.
Каковы причины создавшейся ситуации
Во-первых, минимизация общения детей с родителями, неудовлетворённость их базовых потребностей в любви, принятии, заботе, признании, успехе, уважении.
Во-вторых, акцент на интеллектуальное развитие ребёнка в рамках образовательного процесса, натаскивание на итоговую аттестацию. «Знаниевый подход», «интеллектуальное перекармливание» существенно снижают учебную мотивацию детей, а жёсткая система оценок провоцирует развитие школьных неврозов. Всё это негативно сказывается на эмоциональном развитии подрастающего поколения, что приводит к их неумению договариваться и решать простейшие трудности словами. В ход, чуть что, идут «кулаки».
Прислушиваться к собственным чувствам не учат. Отвечая на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь», большинство людей (и взрослые, и дети) высказывают свои мысли. Мы учим детей думать, социальные и гендерные стереотипы («мальчики не плачут», «ты – будущий мужчина», «девочка должна многие вопросы решать хитростью» и т. д.) запрещают проявлять целый спектр эмоций, которые, накапливаясь, выливаются в деструктив. Каждый из нас может вспомнить огромное количество случаев, связанных с выплёскиванием негативных эмоций на близких, любимых, родных людей. Они выполняют, зачастую, роль буфера, в который «несётся» волна злости, раздражения, отрицания, гнева. Собственные неудачи и некомпетентность взрослые переносят на детей, живущих в атмосфере переживания трудностей и постоянного стресса.
Баланс ума и сердца
Оставляя эмоциональное образование детей на волю случая, мы рискуем упустить «окно возможностей», позволяющее в самом раннем возрасте найти баланс между развитием ума и сердца, эмоциональной и рациональной сферами.
Данные исследований нейрофизиологов, психологов доказывают, что в критические моменты сердце властвует над разумом, ибо эмоции намного «старше» разума, чувства первичны. Академический ум, по существу, не предполагает готовности к беспорядку — или возможностям, — которые преподносят превратности судьбы. Осознание чувств необходимо для принятия рациональных решений и нормального мышления.
И несмотря на то, что высокий коэффициент умственного развития не гарантирует престижа и успеха в жизни, наши учебные заведения и культура зациклены на академических способностях, игнорируя развитие эмоционального интеллекта у детей: «Одна из причин, почему люди так плохо владеют главным умением жить, заключается в том, что мы, как общество, не позаботились обеспечить обучение каждого ребёнка необходимым навыкам справляться с гневом или конструктивно разрешать конфликты. Одновременно мы не дали себе труда научить их проявлять сочувствие, контролировать побуждения, не познакомили с основными принципами эмоциональной компетентности».
Педагог как пример для детей
Поэтому особенно сегодня, в условиях изменений социальной ситуации развития, характеризующейся отрывом от системы ценностей, деформацией института семьи, массовым стрессом, который переживает большая часть населения, навык управления состояниями становятся ключевой компетенцией.
От каждого, кто работает в сфере образования, зависит то, каким будет наше окружение, насколько мы будем ощущать себя в нём экологично и комфортно. Вопросы психологической зрелости, владение навыками управления эмоциями, умением договариваться, обозначать свои личные границы, организовывать процесс взаимодействия на основе уважения и эмпатии - важнейшие аспекты профессионализма педагога, воспитателя, учителя.
Важно «научиться пользоваться эмоциями с умом».Д. Гоулман
Прежде всего учителям. Ведь ту модель взаимодействия, которую педагог транслирует в общении с детьми, они несут дальше в жизнь. Эмпатия/уважение или директивность/запреты? Стратегия страха или стратегия любви?
Да, педагогическому сообществу ещё многому нужно учиться. И, прежде всего, следует принять мысль о том, что эмоции есть, что они – реакции организма. Важно признать, что человек может испытывать разные эмоции и не ставить на это запреты. Радость, гнев, печаль, агрессия, тревога, восхищение, раздражение – это реакции на разные жизненные обстоятельства. Важно разговаривать с детьми про эмоции. Учить называть ту или иную эмоцию словами, осмысливать, осознавать собственное эмоциональное состояние.
Кроме того, нужно уметь демонстрировать навыки управления эмоциями. Ведущие инструменты - правильное дыхание, техники саморегуляции, управления телом, техники активного слушания, Я-сообщение.
Когда педагог сам владеет навыками управления состояниями, он может транслировать это детям, что в итоге создаёт благодатную почву для конструктивного взаимодействия в рамках образовательного процесса.
Эмоции в эпоху перемен
Эмоциональный интеллект становится сегодня «рулевым» в бесконечном поле человеческих отношений, отягощённом множественностью негативных явлений, обусловленных изменениями культурно-исторической среды: адопцией, демографическими сдвигами, политической и экономической напряжённостью, деградацией ценностей, массовым психологическим стрессом.
Способность к самоанализу, эмпатии, мотивации, конструктивным межличностным отношениям в конечном итоге позволяет людям вести совместную жизнь в обоюдном уважении и создает возможность для диалога, что сегодня приобретает особый, ценный смысл.
