Во время карантина родителю все чаще приходится быть учителем. Если ребенок не понял домашку или потерял смысл учиться, его уже нельзя отправить к Марье Ивановне, чтобы она все объяснила и помогла. Рассказываем, как самостоятельно разобраться в домашке, оценить ее и даже чуть больше.
С ребенком на карантине: определите цели и результаты обучения
Именно сейчас есть смысл задуматься — чему вообще учится мой ребенок и зачем. Это, в первую очередь, помогает понять смысл всех домашних и других заданий. Результаты обучения записаны в ФГОС, образовательной программе школы, а также в рабочих программах по отдельному предмету. Программы должны быть выложены на сайте школы, если к ним остаются вопросы, можно их задать учителю.
Как помочь ребенку адаптироваться к карантину и не уйти с головой в гаджеты?
Если вы выпишите в отдельный документ результаты обучения по каждой дисциплине, вам станет яснее, чего учитель хочет от ребенка. Кстати, в учебных программах около каждой темы нужно указывать, на какой результат она работает — это тоже помогает сориентироваться.
С ребенком на карантине: двигаться в правильном направлении
Программа определяет не только результаты, но и путь к ним. Если вы с ребенком застряли на какой-то теме по математике, посмотрите, что учитель изучал ранее или что будет проходить чуть позже. Это позволит понять логику учителя, с которой он излагает материал.
Возможно, вам будет легче понять естественно-научные предметы или гуманитарные. Если по каким-то возникнут сложности и не получается спросить у учителя, можно почитать учебники. Список учебников есть в образовательной программе школы и рабочих программах. Еще помогают сервисы, например, «Яндекс.Учебник» или «ЯКласс».
С ребенком на карантине: искать лучшие приёмы
Учитель может объяснять тему, используя разные приемы и способы: можно использовать мульти медиа технологии, индивидуальную или групповую работу, проводить экскурсии, устраивать лабораторные занятия и так далее. Не ограничивайте себя — используйте разные техники. Лекции по естественнонаучным предметам можно найти на «Постнауке», по гуманитарным — на «Арзамас». Там же можно вдохновиться тестами или другими интерактивными материалами. А можно просто копировать приемы или даже конкретные куски лекций. Вам не платят за это деньги, вам точно можно.
С ребенком на карантине: применять индивидуальный подход
У вас нет класса из 20 человек, но есть один (или два, три,четыре) и он отличается от ваших коллег по работе и друзей. Вы вряд ли часто видели ребенка за учебой, так что стоит сначала понять его рабочий темп, способ восприятия информации, его привычки. Возможно, он сначала слушает задание и только потом начинает его выполнять, а может бросается в бой и только потом возвращается к инструкции. Возможно, он не умеет задавать вопросы или задает их так, что ставит вас в тупик. Изучайте привычки вашего ребенка, даже если кажется, что вы их хорошо знаете.
С ребенком на карантине: оценивать объективно
Когда вы оцениваете, как ребенок усвоил ту или иную тему, нужно учитывать два момента. Во-первых, вам нужны точные инструменты оценки. Их можно найти на сайте школы — обычно их называют контрольно-измерительные материалы, или они лежат в папке «фонд оценочных средств». Так могут быть тесты, тексты контрольных работ или даже списки вопросов по темам.
Во-вторых, вам нужно максимально непредвзятым — оценивать знания и умения, а не ученика. Ребенок не может быть плохим или хорошим, он может не понять квадратные уравнения или раннее творчество Лермонтова. И это тоже не значит, что у него есть какие-то проблемы в обучении. Возможно, это не его тема и ее нужно изучать по-другому или вообще пропустить.