/
Учителю

Как использовать ТРИЗ для младших школьников?

10302

Если смотреть на стандарт, то в начальной школе важно не дать новые знания ученикам, а научить их работать с информацией, привить любовь к решению задач, любовь к самостоятельным действиям. Рассказываем, как в этом может помочь ТРИЗ и чем ещё полезен этот метод.

Что такое ТРИЗ

Теорию решения изобретательских задач в 1946 году начал разрабатывать советский учёный Генрих Альтшуллер. Он проанализировал 40 000 патентов, пытаясь понять, как изобретатели генерируют новые идеи, пытался сформулировать общие принципы в решении инженерных задач. Постепенно Альтшуллер сформулировал теорию, её стали применять на практике, в том числе, и в зарубежных компаниях. В 90-е годы ТРИЗ стали использовать в образовании, сначала для обучения в физико-математических школах, а затем и в других.

В основе ТРИЗ лежит алгоритм решения задачи. Сначала тот, кто решает задачу, должен проанализировать её условия, правильно её сформулировать. Например, самолёт летает не так быстро, как хочется. Инженер должен проанализовать условия и сформулировать задачу так, чтобы можно было понять, что нужно менять, что нельзя, что критично в решении задачи, что нет. Например, можно уменьшать размер крыльев, но нельзя изменять материал самолёта. После того, как задача сформулирована, инженер должен увидеть противоречия, которые мешают её решению. После изобретатель должен обратиться к информационному фонду, чтобы выбрать приемы и стандартные решения, которые помогут ему в решении этой задачи.

В образовании же ТРИЗ помогает решать не только инженерные, но другие задачи, встающие перед детьми. В итоге метод настолько заинтересовал профессиональное сообщество, что он перерос в ТРИЗ-педагогику. 

Зачем этот метод младшим школьникам 

Вот три бонуса, за которые педагоги любят метод ТРИЗ: 

  • Развивает творческое мышление. Дети не просто решают задачи, но ищут лучший путь, который требует от них задавать вопросы, перебирать стандартные решения в поисках нового.

Как развивать проектные компетенции у детей и почему это важно?

  • Помогает развивать учебную мотивацию. Дети не просто получают знания, они сталкиваются с трудностями, которые только они могут решить. Так они получают успешный опыт, понимают, что могут решить многие проблемы и не боятся нового.

  • Помогает закреплять знания и навыки. Для поиска верного решения детям постоянно нужна информация, которую они берут из научных знаний. Решая задачу, ребёнок находит новую информацию или закрепляет старую.

Как использовать триз в педагогике

Ставить перед ребёнком задачу. Ребёнок должен в начале каждого занятия видеть проблему и формулировать задачу. То есть не просто учиться сложению и вычитанию, а придумать проблему, в которой эти операции помогают. 

Использовать проблемный подход всегда. ТРИЗ-педагоги используют этот подход даже в обучении бытовым навыкам. То есть ребёнка можно научить завязывать шнурки, находить свою чашку среди одинаковых и решать другие задачи с помощью этой методики. Дополнительный плюс: ребенок приучается видеть такие задачи везде. Именно задачи, которые можно решить, а не проблемы, которые вызывают сильную тревожность у учеников начальной школы.

Развивать междисциплинарные связи. ТРИЗ-педагоги предлагают использовать метод почти на всех учебных занятиях, даже там, где задача не формулируется сразу. Например, на уроках чтения можно решать задачи, которые встают перед литературными героями, например, помогать Тане достать из речки мячик. 

Развивать самостоятельность. В ТРИЗ-педагогике учитель не даёт решения сразу, но помогает ребёнку проходить с ним творческий путь. Постепенно учитель все больше отходит на задний план и превращается в ментора, к которому обращаются за советом в сложных ситуациях. 

Использовать игровой метод. Ребёнок не всегда может быть изобретателем, но всегда может в него играть. Часто можно использовать не реальные  задачи, а выдуманные, игровые. Например, играть на перемене в захват снежного городка и думать, как это лучше сделать. 

Что почитать про ТРИЗ

Основные принципы ТРИЗ лучше изучать в книге Альтшуллера «Найти идею». Эта книга больше подходит для учителей и родителей. Для семейного чтения подойдут «Задачи-сказки от кота Потряскина» Анатолия Гин, школьники же могут читать книгу Альтова «Как стать изобретателем».

11 лет помогаем выполнять требования, актуализируем знания на  курсах повышения квалификации и программах переподготовки для педагогов. Подготовьтесь к аттестации без стресса!



Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
380
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
192
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
238