Коучинг зародился в 80-х годах прошлого века в Соединённых Штатах Америки, а в Россию пришел только лишь во второй половине 20-го века. Несмотря на относительную новизну в мире и новизну в России про коучинг можно смело сказать, что коучинг уже завоевал Мир!
Коучинг: доказанная эффективность и продолжающиеся споры
Эффективность коучинга уже доказана, но несмотря на это до сих пор не умолкают споры между сторонниками и противниками коучинга как явления и как метода. Также ведутся споры между представителями и последователями разных методов, направлений или ассоциаций коучинга и даже его определений, а их не мало.
В России деятельность коучей не лицензирована (правда, я у учителей, психологов, менеджеров и много ещё у кого тоже лицензий не видела), а что касается дипломов, то некоторые вузы уже начали выдавать дипломы по специальности или дополнительной специальности коуч. Но, по факту, коучем можно стать, пройдя курс в несколько месяцев или даже несколько недель. Очевидно, что короткие сроки погружения в коучинг и его доказанная эффективность обеспечили методу заслуженную популярность в самых разных областях жизни современного человека.
Основные стили, направления и подходы коучинга
В настоящее время разделяют несколько направлений коучинга:
-
бизнес-коучинг,
-
карьерный коучинг,
-
коучинг компетенций,
-
коучинг руководителей,
-
семейный коучинг,
-
коучинг личностного роста,
-
трансформационный коучинг,
-
командный коучинг,
-
коучинг целеполагания,
-
экзистенциальной коучинг,
-
лайф-коучинг и это еще далеко не полный список.
Помимо направлений существуют еще стили и подходы в стиле коучинг:
-
коучинговое мышление,
-
коучинговый стиль общения,
-
коучинговый подход к различным жизненным ситуациям и обстоятельствам,
-
отношения в стили коучинг,
-
педагогический коучинг,
-
коучиноговый подход в воспитании детей,
-
коучинг в обучении детей и т. д.
Я предлагаю рассмотреть использование методов коучинга в образовании, а именно как помочь детям достигать целей.
Преимущества коучинга в образовании
Коучинг в образовании характерен следующими чертами:
-
личностный подход к процессу обучения;
-
определение сильных сторон учащегося;
-
поддержка ученика и создание поддерживающей атмосферы;
-
фокус на достижениях, а не ошибках;
-
формирование мышления победителя;
-
осознанное участие в процессе обучения и достижение результатов;
-
бережное отношение к эмоциям ребенка;
-
работа с мотивацией;
-
признание и уважение индивидуальности учащегося.
При таком подходе остается больше места для самовыражения ребенка, которое не встретит осуждения или насмешек. По сути, коучинг в образовании - это компетенции и подход классического коучинга, адаптированные под возраст детей. В будущем такой стиль закрепляется и внедряется во взрослую профессиональную и личную жизнь.
Такой подход уже долгое время используется в образовательных учреждениях Израиля и еврейских семьях в разных странах. Там нет фокуса на ошибках, а фокус внимания направляется исключительно на результаты и достижения ребенка. В результате такого подхода среди лауреатов нобелевской премии больше всего представителей еврейских семей и прочие признанные достижения.
Коучинг как основа успешной личности
Коучинговый подход в образовании помогает ребенку вырасти более успешной, раскрепощенной и уверенной в себе личностью. Как коуч и психолог замечу, что такой подход в образовании помогает ребенку вырасти и стать более психологически здоровым человеком.
Коучинговый подход в обучении ребенка в будущем избавит от таких проблем как:
-
неуверенность в себе,
-
синдром самозванца,
-
чувство вины,
-
замкнутость,
-
боязнь проявляться,
-
страх будущего,
-
синдрома жертвы,
-
страх успеха.
А также привьет навыки:
-
позитивного мышления,
-
признания собственных достижений и своего опыта,
-
планирования,
-
достижения своих целей,
-
чувство собственного достоинства,
-
умение выстраивать границы и многое другое.
В заключение добавлю, что дети королевской семьи Великобритании и прочих знаменитых и титулованных семей по всему миру воспитываются и обучаются в стиле коучинг.
