/
Учителю

Как оценивать эффективность труда педагогов?

3528

Эффективный педагог получает больше. Именно этот критерий — основание для получения стимулирующих выплат и присвоения квалификационных категорий. Но в каких цифрах измеряется эффективность? В отличниках, олимпиадниках, баллах за тесты? Закон молчит.

Что такое эффективность труда педагогов?

Четкого понятия, закрепленного формально и цифрами, нет.

В законе «Об образовании» перечислены обязанности педагогов — семь из них имеют отношение к эффективности труда: преподавание учебного предмета согласно образовательным стандартам, уважение профессиональной этики, применение обоснованных методов обучения и далее по списку. В законе «Об образовании» ничего не сказано, в каких цифровых показателях всё это можно измерить.

Цифр «эффективности» закон «Об образовании» не дает

Зачем вообще нужно измерять эффективность?

Эффективные учителя получают больше. На этот критерий опираются при начислении премий и повышении квалификации, а значит, надбавок к окладу.

Как измерять эффективность и кто это должен делать?

При начислении премий критерии эффективности выбирает сама школа: они прописываются в локальном акте о стимулировании, который составляет школьная комиссия. Это могут быть выдержки из аттестационного портфолио или закона «Об образовании» и придумывают на их основе свои цифры. Например, за участие учеников в городских олимпиадах назначают педагогу одно количество баллов, а за участие во всероссийских — больше.

При повышении квалификации аттестационная комиссия оценивает педагогов, ориентируясь на приказ Министерства образовании и науки «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников». В нем прописано, в каких случаях педагогу присваиваются первая и высшая квалификационные категории. Например, для получения первой категории нужно, чтобы ученики педагога стабильно и хорошо учились, успешно проходили тесты. Также педагог должен передавать свой опыт: выступать на конференциях, писать статьи и методические пособия. Почти во всех регионах России педагог собирает результаты своей работы за пять лет в специальное портфолио и предоставляет его комиссии. Конкретные пункты портфолио отличаются от региона к региону.

За что дают категорию

Все ли учителя признаются эффективными?

В интересах школы признать всех эффективными. Поэтому акты составляются так, чтобы учесть разные заслуги — и образовательные, и воспитательные. Но всё же есть педагоги, которые «пролетают мимо». И в этом есть как минимум две проблемы.

За что и как часто вы получаете премии, обозначено в локальном акте о стимулировании. Вы подписываете его при приеме на работу

Первая — деградация педагога. Педагог может разочароваться и остановиться в развитии, если он будет сидеть на одном окладе. Деградирующий учитель — обуза, поэтому его мотивируют и тянут.

Вторая — склоки в коллективе: не получающие стимулирующие завидуют получающим. А когда хоть сколько-то получают все, то возможности для разлада меньше.

Нужно ли учитывать мнение учеников?

Нужно, но делают это редко. Некоторые образовательные организации проводят опросы учеников, чтобы узнать, как учитель ведет предмет, проводит проверочные и контрольные работы, какая атмосфера на уроках. В большинстве же школ этого не делают, считая, что ученики могут опираться на эмоции и добавить оценок симпатичным педагогам и снизить строгим учителям.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Читайте также

Культура разнообразия в классе: работа с предрассудками и стереотипами
Культура разнообразия в классе: работа с предрассудками и стереотипами
28.04.2025
61
Формирование позитивной самоидентификации у учеников: 5 способов поощрения уникальности и самовыражения
Формирование позитивной самоидентификации у учеников: 5 способов поощрения уникальности и самовыражения
25.04.2025
114
Половое воспитание в школе: программы, дискуссии, этические аспекты
Половое воспитание в школе: программы, дискуссии, этические аспекты
23.04.2025
159