/
Новости образования
Учителю

Закон о просветительской деятельности: чем грозит школам

4007

С 1 июня 2021 вступят в силу поправки в закон «Об образовании». Они касаются просветительской деятельности, то есть лекций, познавательных мероприятий и даже блогов. Наш юрист прокомментировал, как это может сказаться на жизни школ.

Так это закон или поправки? И в чем их суть

Это поправки в закон «Об образовании», но их называют законом, потому что поправки вносятся отдельным законопроектом и касаются поправки именно просветительской деятельности. Теперь в законе «Об образовании» будет сказано, что такое просветительская деятельность, кто имеет право ей заниматься и какие могут возникнуть ограничения. 

Просветительская деятельность (согласно поправкам) — это распространение знаний и опыта, а также формирование умений с целью интеллектуального, физического, творческого, профессионального и духовно-нравственного развития. 

Раньше эта деятельность никак не регламентировалась — теперь ее будет контролировать правительство, а просветители должны будут получать лицензию. Пока неизвестно, кто будет ее выдавать, сколько она будет действовать и по каким правилам ее можно будет получить. Скорее всего, это будет сказано в отдельных подзаконных актах. 

Программа воспитания в школах: что это такое и как с ее приходом поменяется образовательный процесс?

Под определение просветительской деятельности попадают лекции, презентации, круглые столы, блоги. Причем неважно, рассказываешь ты о черных дырах, методах контрацепции, здоровом образе жизни или даже том, как выбрать автомобиль. Ведь даже в последнем случае рассказчик распространяет опыт, а значит, попадает под закон. 

Поправки обсуждались с ноября 2020 года — они были внесены из-за страха «бесконтрольной реализации антироссийскими силами под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий». В связи с этим также поправки ограничивают просветительские мероприятия с участием иностранных лекторов. 

Как эти поправки скажутся на школах

Наш юрист прокомментировал, как закон о просветительской деятельности может сказаться на школах. “Может”, потому что сама процедура еще не утверждена.

Меньше внешних лекторов. Сейчас школы часто приглашают лекторов из различных организаций: психологических центров, СПИД-центра, центра занятости и некоторых НКО. Некоторые из них, вероятно, легко получат лицензию о просветительской деятельности, некоторым в ней откажут. Возможно, что в лицензионном органе придется согласовывать каждую лекцию: значит, придется заказывать их заранее и не факт, что каждую получится провести. Выход — проводить лекции своими силами, но уже понятно, что в школе не найдется экспертов по каждому направлению. 

Сложнее делать свои проекты. Сейчас школы ведут свои блоги, проводят слеты активов, участвуют в совместных проектах с НКО и другими организациями. Возможно, что поправки коснутся и этих мероприятий. По крайней мере, если у организации есть иностранный учредитель, то ей могут запретить взаимодействовать со школой. 

Детям могут запретить вести блоги. Напрямую об этом в поправках не говорится, но блогеры также распространяют информацию, делятся опытом и формируют мнение. Единственное, что блогеров очень много и поэтому скорее всего до большей части из них лицензионные органы просто не дотянутся. 

Как организовать проектный офис в школе и зачем это учителю?

Меньше шансов на международное сотрудничество. Некоторые школы в России участвуют в программах международного бакалавриата и в рамках этих программ приглашают иностранных лекторов. Теперь школе придется уведомлять о своем желании специальные органы, согласовывать приглашение и возможно содержание лекций.

Не любую информацию можно использовать для просвещения. Согласно поправкам просвещение нельзя использовать для разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной. В школах и так этого никто не делал, но сейчас к содержанию лекций могут оказывать повышенное внимание. И значит, что темы, касающиеся религии, общества, наций могут оказаться под запретом.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
399
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
214
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
247