Те, кто работает со старшими классами знает, как с подростками бывает сложно. Они бунтуют (порой сами не знают против чего: бунт ради бунта), врут, грубят, иногда воруют, всегда испытывают нас на прочность, не слышат, не слушают.
Ладно дома: у родителей больше прав — моральных и законодательных. Да и подростковый возраст не навсегда. Но что делать учителю: повышать голос нельзя, наказывать нельзя, но нужно вложить в эту голову знания и спокойно отпустить в мир. И так класс за классом — подростки, их бунт и обязанности педагога, которых кажется больше, чем прав.
Учителя старших классов, ловите два совета от практикующих школьных психологов.
Совет первый. Дайте подростку возможность спорить с вами, высказывать свое мнение. Пусть отрабатывает навык ведения дискуссии и учится отстаивать свои границы. Если аргументы убедительны — уступайте. Часто учителя сами не слышат: без объяснения причины запрещают, не пускают, отбирают, сопровождая свои действия комментариями: «Я даже не хочу это слушать, я старший, учитель, так решил и все». Поставьте себя на место детей: чтобы вы почувствовали в подобной ситуации?
Другое дело, что если вести дискуссию, то это должна быть адекватная дискуссия, а не гольная критика и не переход на личности. Подростки еще не чувствуют значимость слов, но понимают границы.
Совет второй. Подключайте родителей, особенно если речь идет о серьезных угрозах здоровью и безопасности: например, наркотической или компьютерной зависимости, немотивированной агрессии, буллинге. Это не должна и не может быть игра в одни ворота — так сложно чего-то добиться и формировать поведение. Это должна быть единая стратегия значимых для ребенка взрослых: одни правила в школе и дома, которые соблюдаются всеми.
Да, родители не всегда готовы включаться — по разным причинам. Тогда подключайте школьного психолога, социального педагога, администрацию школы. Лучше перебдеть, чем недосмотреть.
Подростку тяжелее, чем нам. Он пытается быть взрослым, привыкает к изменениям в себе, преодолевает гормональную бурю. Ему еще надо понять, кто он и кем станет. Период так себе, но в наших силах сделать этот процесс легче.