/
Учителю

Внеурочная работа в школе

2770

По новым ФГОСам образовательная программа должна включать внеурочную деятельность. Разбираемся, что это такое и как составить план внеурочной деятельности на следующий учебный год согласно требованиям.

Что такое внеурочная деятельность?

Это вид образовательной деятельности, то есть направлена на достижение образовательных результатов — предметных, метапредметных, личностных. Реализуется не на уроках, а на экскурсиях, играх, классных часах и в других формах. Но помогает решить задачи программного материала.

Внеурочная деятельность не равна дополнительному образованию и, в отличии от последнего, обязательна для учеников.

Школа имеет право на реализацию дополнительного образования, если захочет. Разбираемся с основными понятиями и требованиями

Что говорят о внеурочной деятельности ФГОСы?

По ФГОС образовательная программа состоит из обязательной и вариативной части. Содержание и количество часов вариативной части формирует сама школа, иногда в обсуждении с родителями и учениками. Это касается и внеурочной деятельности. ФГОС диктует только одно: в программах начального общего образования вариативная часть должна составлять не более 20 процентов, в программах основного общего — 30 процентов, в программах среднего общего — 40 процентов. Это не значит, что все это время тратится на внеурочную деятельность — большая доля времени отдана факультативам. В СанПин сказано четче: в 1-4 классах можно тратить до 1350 часов в год на внеурочную деятельность, в 5-9 классах до 1750 часов в год, в 10-11 — до 700.

Что должно быть в плане внеурочной деятельности?

План внеурочной деятельности — отдельный документ, в котором указаны цели, формы, ожидаемые результаты и сказано, сколько часов тратится на нее в каждой ступени образования. В плане нужно учитывать все направления внеурочной деятельности. ФГОС устанавливает 5 возможных: общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, социальное, общекультурное, духовно-нравственное. Указываются названия программ, созданных для работы по этим направлениям: например, клуб «Мой край» для краеведческих занятий по общекультурному направлению. Но названия конкретных занятий должны быть указаны в программах объединений, а не в плане.

Как составить план внеурочной деятельности?

Учитывать направления

ФГОС считает, что личность ребенка развивается по пяти вышеперечисленным направлениям. Поэтому внеурочная работа строиться по ним. С одной стороны, можно за уши притянуть почти любое мероприятие к любому направлению. С другой, если внимательно читать результаты, которых должен достичь ученик, то можно понять примерное содержание каждого.

Предлагать разнообразные формы и виды деятельности

Внеурочную деятельность можно организовать в различных вариантах — проводить экскурсии или предлагать ребятам волонтерскую работу, организовывать сюжетно-ролевые игры или квесты и устраивать конкурсы и выставки. Стоит включать в план все виды и формы работы: где-то сработают классные часы, где-то общешкольные праздники или линейки.

Следить за реализацией

План должен быть пригоден к реализации — для этого в школе должны быть кураторы направлений, готовые к работе классные руководители, актив учеников. Если необходимых ресурсов нет, стоит прописать в том же плане этап создания актива или в план методической работы заложить время на обучение классных руководителей.

В документе не должны быть указаны даты проведения каждого мероприятия, но составитель должен примерно их представлять. Иначе план будет невыполним: в одном месяце не будет ни одного школьного мероприятия, в другом — три или четыре.

Написать пояснительную записку 

В некоторых планах не бывает пояснительной записки и это не идет им на пользу. Именно в записке стоит прописать цели плана, указать документы, на которые опирался составитель, указать ожидаемые результаты работы по каждому направлению. Так план будет проще читать тем, кто его будет реализовывать, и тем, кто будет его впоследствии проверять.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
Гиперактивный ребенок: что делать педагогу?
04.04.2024
389
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
Как применять и оценивать функциональную грамотность на уроке географии с помощью практических задач
04.04.2024
208
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
Методы обучения в педагогике. Современные педагогические приемы и способы обучения
04.04.2024
242