/
Учителю

Современные подходы к организации дистанционного обучения

124
Автор статьи
Географ, преподаватель, тренер ОГЭ по географии, победитель в региональном конкурсе «Учитель-методист», 2016 г.

Современные подходы

Новым вызовом и приоритетом российского образования стало дистанционное обучение. Медиадидактика, использование мессенджеров для организации онлайн-занятий и техническое оснащение процесса — три ключевых фактора, явно влияющих на его эффективность. Дистанционное обучение представляет собой возможность гуманизации образования, создавая условия для учащихся любого возраста и состояния здоровья иметь доступ к самым современным знаниям и опыту.

1. Гибкость и доступность

Изучение материала в любое удобное время — одно из главных преимуществ дистанционного обучения. Находясь в любом месте, где есть доступ к Интернету, школьник ощущает себя свободным и получает эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. При этом развивается навык самоконтроля в процессе освоения материала.

Если Вы организуете сопровождение ученика на домашнем обучении, дистанционные методы — прекрасный инструмент для сохранения работоспособности как педагога, так и обучающихся. Возможно составить гибридный индивидуальный маршрут. Часть занятий провести в аудитории, а другие - онлайн. Если Вы готовите к экзаменам учеников, то не нужно прерывать процесс, когда они с родителями уезжают в отпуск. И это отразится на результате.

2. Персонализация обучения

Персонализация обучения представляет собой подход, при котором образовательный процесс адаптируется под индивидуальные потребности, интересы и уровень подготовки каждого учащегося. В условиях дистанционного обучения персонализация становится особенно важной, так как помогает сохранить вовлеченность и эффективность обучения. Рассмотрим более подробно, как применять персонализацию в дистанционном обучении:

  • Дифференцированные задания: подготовка заданий разного уровня сложности, которые учащиеся могут выбирать в зависимости от своих возможностей и предпочтений. Это позволяет каждому работать на своем уровне и двигаться вперед.

  • Наставничество и менторские программы: назначение наставников, которые будут помогать учащимся ориентироваться в учебном процессе, ставить цели и достигать их. Наставниками могут быть как учителя, так и старшие ученики.

  • Проектное обучение: организация учебного процесса через выполнение проектов, которые учащиеся могут выбирать в соответствии со своими интересами и целями. Проекты развивают практические навыки и способствуют глубокому пониманию темы.

3. Использование искусственного интеллекта (ИИ)

Сегодня очень важно научиться использовать ИИ в процессе самообразования и организации обучения дистанционно. Нейросети вызывают дискуссии у организаторов обучения: одни категорически против, другие — нет. Применять ИИ можно при организации проектной деятельности учащихся. Нейросеть может предложить несколько вариантов программы выполнения проекта. Мы с учащимися, имея информацию, осмысливаем и корректируем её. Здесь главное — научить школьника формулировать запрос. Информационный запрос — это часть когнитивной культуры любого человека. Задавать вопросы по существу и целесообразно — навык, который ИИ сможет формировать с детства.

4. Интерактивные методы обучения

Рассмотрим геймификацию в образовательном процесс. Геймификация — это применение игровых элементов и механик в неигровых контекстах, таких как обучение, для повышения мотивации и вовлеченности участников. В контексте дистанционного обучения геймификация может стать мощным инструментом, способствующим улучшению учебных результатов и повышению интереса к учебе. Геймификацию можно организовать с помощью следующих инструментов:

  1. Викторины и конкурсы: регулярные викторины и конкурсы по изучаемым темам помогают учащимся проверять свои знания и получать мгновенную обратную связь. Например, можно использовать бесплатный конструктор учебных ресурсов «Удоба» — содержит множество шаблонов для создания упражнений и другого интерактивного контента, в том числе квизов и опросов. Сервис работает при поддержке Пермского государственного университета и входит в реестр отечественного ПО.

  2. Проектные игры: создание долгосрочных игровых проектов, таких как создание виртуального города или разработка научного эксперимента — позволяет учащимся применять полученные знания на практике.

  3. Обратная связь и рефлексия: включение элементов геймификации в систему обратной связи, например, в виде виртуальных наставников или помощников, — помогает учащимся анализировать свои результаты и ставить новые цели.

5. Профессиональное развитие преподавателей

Очень важный аспект. ИКТ-грамотность современного преподавателя можно выразить в следующем:

  • Умение работать с цифровыми инструментами: электронными таблицами, текстовыми процессорами, презентационными программами. В электронных таблицах можно составить КИМ для самопроверки учеников. Презентационные программы нужны для составления интерактивных теоретических материалов. Выслав их ученику для изучения, впоследствии в режиме рецензирования возможно узнать его точку зрения.

  • Использование онлайн-ресурсов. Преподаватель должен уметь эффективно находить и использовать электронные учебники, видеоуроки, интерактивные задания, образовательные приложения. При этом важно знать источники таких материалов, соответствующие ФГОС. Сайт ФИПИ, платформа СтадГрад, РЭШ — максимально подходящие для этого.

  • Коммуникация через технологии. Коммуникация преподавателя через различные коммуникационные платформы, включая электронную почту, видеоконференции, образовательные форумы. Это возможность поддержать связь с учащимися как в рамках уроков, так и вне них. Имею многолетнюю практику создания чатов поддержки учеников и родителей в Телеграмм. Лента там легко проектируется под запрос педагога и учеников. Есть закрепы, хэштеги и возможность передавать информацию оперативно в разных форматах.

Современные подходы к организации дистанционного обучения в России открывают широкие перспективы для развития образования в целом. Если каждый из нас осознает самоценность в этом процессе, технологический суверенитет будет обеспечен.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Внедрение проектного обучения в школьную программу
Внедрение проектного обучения в школьную программу
29.08.2024
101
Психологическая поддержка учителей: программы повышения квалификации для работы с эмоциональным выгоранием
Психологическая поддержка учителей: программы повышения квалификации для работы с эмоциональным выгоранием
21.08.2024
191
Использование методов коучинга в образовании: как помочь детям достигать целей
Использование методов коучинга в образовании: как помочь детям достигать целей
19.08.2024
187