/
Родителю
Воспитателю

Роль искусства в развитии эмоционального интеллекта у детей

384
Автор статьи
Психолог, коуч.

Воспитание и обучение ребенка — это сложный, длительный и очень ответственный процесс. Именно в детском возрасте закладываются основы всей будущей жизни взрослого человека. Физиологически нервная система ребенка еще не окрепла и находится в наиболее уязвимом состоянии. Детский возраст — это время, когда человек получает наибольшее количество психологических травм, которые оказывают влияние на всю оставшуюся жизнь, ну или почти на всю, это зависит от того, насколько человек проработает себя психологически. Именно в детском возрасте человек нуждается в эмоциональной регуляции, а именно в развитии эмоционального интеллекта.

Забота о чувствах ребенка: ключевая роль родителей

Позаботиться о себе сам малыш еще не может, это касается не только безопасности, питания, гигиены, получения практических знаний и других бытовых моментов, но и эмоционального состояния.

Заботу о развитии эмоционального интеллекта ребенка в первую очередь должны взять на себя родители, а именно обучать распознавать и развивать чувства, эмоции, уметь с ними справляться. Это поможет ребенку:

  • лучше понимать себя и окружающий мир;

  • видеть красоту окружающего мира;

  • распознавать свои эмоции и желания;

  • развиваться как личность;

  • облегчить адаптацию к различным новым условиям и изменениям;

  • улучшить коммуникативные навыки;

  • повысить успеваемость в школе;

  • снизить количество и интенсивность психологических травм, ведь известно, что психологическая травма — это не само событие, а именно субъективная реакция психики на событие, вызвавшее психологическую травму;

  • повысить уровень счастья ребенка.

Нервная система ребенка не только очень уязвима, но и гипервосприимчива. Ответственность за то, что именно будет воспринимать психика ребенка, лежит на его родителях.

Музыка как ключ к развитию эмоционального интеллекта у детей

Искусство — универсальный язык человечества — является наиболее эффективным и универсальным инструментом развития эмоционального интеллекта ребенка.

Рассмотрим на примере, как занятия музыкой способствуют развитию эмоционального интеллекта ребенка:

  • С первых занятий музыки ребенок знакомится с ритмом. Это способствует эмоциональной регуляции, прививает дисциплину.

  • Обычно занятия музыкой 2 раза в неделю, и дается домашнее задание — это дисциплина.

  • С первого разучиваемого произведения ребенок знакомится с тональностью: мажор или минор. Тональность определяет, будет эта пьеса веселой или грустной. Это непосредственно развитие эмоциональной сферы.

  • Пьесы имеют название. Название — это программа произведения, и здесь соединяются звуковые образы и мыслеформы.

  • На первых годах обучения музыки педагоги часто просят нарисовать то или иное произведение или составить рассказ о нем. Что играет ребенок, про что это? (вопросы коучинговые, но появились за долгое время до появления коучинга). Так со временем накапливается художественно-эмоциональный опыт, который непосредственно развивает эмоциональный интеллект ребенка.

  • Развиваются слух и навык «слышать».

  • Развивается мелкая моторика.

  • Ассиметричная не синхронная работа пальцев рук развивает мозг, речевые центры, нервную систему.

Развитие ребенка через танцы и искусство

Занятия танцами связаны с музыкой, так как проходят под музыкальное сопровождение, аккомпанемент. В результате рождается связь движения и музыки, появляется характер движения. В современных школах танца, в том числе и классической хореографии, большое место отдается импровизации, это способ самовыражения, личностный подход к творчеству и прекрасный способ уравновесить дисциплину. Ребенок слышит музыку и танцует не только быстро или медленно, но и весело — грустно, легко или тяжело, и т. д.

Ребенок идентифицирует музыкально-слуховые образы и выражает их своим телом, знакомится и изучает свое тело. Такой подход безусловно способствует развитию личности и эмоционального интеллекта ребенка. Важно помнить, что целое направление в психологии: «телесно ориентированная терапия», зародилось в танце. Эффективность данного метода научно доказана.

Художественно-прикладное творчество помогает познавать мир и выражать чувства, эмоции через цвета, фактуру, развивает фантазию и воплощение мыслеформ.

Разные виды творчества подходят детям с разными природными данными и разными языками восприятия мира. Нужно понимать, что вы хотите: усилить наиболее развитый язык восприятия и добиться успехов или сбалансировать менее развитые. Я рекомендую сохранять баланс и в первую очередь прислушиваться к желаниям самого ребенка. Не стоит отдавать ребенка на хореографию только потому, что вы сами мечтали блистать на сцене большого театра! Или потому, что дочь соседей (друзей, подруг) тоже танцует.

При подходе, где не учитываются желания и возможности самого ребенка, есть риск добиться обратного эффекта. Важно понимать, что ваш ребенок не ваш трофей, не ваша игрушка, не ваша собственность. Ваш ребенок — это целая вселенная со своими желаниями, возможностями и мечтами, со своим будущим.

А самое главное, любите своих детей!

Поделитесь со всеми, кто учит детей

онлайн курс
-10% на всю переподготовку при оплате онлайн
Подробнее

Введите свой email-адрес, чтобы подписаться на дайджест "К-Журнала"

Читайте также

Развитие цифровой грамотности у учащихся: важность и методы
Развитие цифровой грамотности у учащихся: важность и методы
27.09.2024
284
Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
Проблемы и решения в работе с гиперактивными детьми
25.09.2024
302
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
Методы и приемы формирования экологической культуры у детей
19.09.2024
278