Современное школьное образование даёт детям огромное количество знаний. Но, к сожалению, эти знания с трудом «доживают» до экзаменов, а уж через 5 лет основная их часть забывается вовсе. Поэтому особенно важно учителям не просто передавать знания, но научить школьников учиться. При обучении дети должны получать и модель познания: не просто информацию, а ещё и способы, как эту информацию можно добыть и в последующем использовать. Чем больше разнообразных моделей познания попробует школьник, тем эффективнее будет его обучение.
Образование должно учитывать требования рынка труда. Из года в год некоторые профессии пропадают (или сильно упрощаются по функционалу), а другие - появляются. Сложно спрогнозировать, какая специальность будет востребована через 5-10 лет, но существуют общемировые тенденции, по которым можно выделить навыки, которыми должен обладать современный человек.
Навыки 21-го века
-
эмоциональный интеллект,
-
виртуальное сотрудничество,
-
критическое мышление,
-
дизайнерское мышление,
-
трансдисциплинарность,
-
цифровое мышление,
-
креативное мышление,
-
управление вниманием,
-
грамотность в области новых медиа,
-
межкультурная компетентность.
Для развития таких способностей классическая система образования пока не готова - необходимы изменения. Для этих целей предлагаю рассмотреть модель социально-эмоционального обучения.
Социально-эмоциональное обучение (СЭО) помогает детям и подросткам развивать навыки в области социального взаимодействия, эмоционального интеллекта, самоуправления и межличностных отношений.
Цели социально-эмоционального обучения
-
Развитие эмоционального интеллекта. Помощь учащимся в осознании своих эмоций, умении управлять ими и понимании эмоций других людей.
-
Улучшение межличностных отношений. Поддержка развития навыков коммуникации, эмпатии, уважения и сотрудничества.
-
Повышение психологического благополучия. Создание условий для учащихся, чтобы они чувствовали себя безопасно, сохраняли свою самоценность и развивали позитивное отношение к себе и окружающим.
-
Самоуправление. Обучение самоконтролю, управлению стрессом, развитие способности к саморегуляции поведения и эмоций.
-
Принятие решений. Развитие умения принимать осознанные решения, анализировать последствия своих действий и учитывать свои и чужие интересы.
СЭО помогает детям и подросткам создавать здоровую и поддерживающую среду для обучения и развития. Позитивный опыт социально-эмоционального обучения способствует формированию навыков, которые они могут использовать не только в школе, но и в повседневной жизни. Это помогает им быть более успешными как личности и взаимодействовать с окружающими людьми.
Социально-эмоциональное обучение в школе может включать в себя уроки, тренинги, игры, дискуссии и другие методы, направленные на развитие социальных и эмоциональных навыков учащихся. Этот подход помогает создать поддерживающую образовательную среду, способствующую успешной социальной адаптации и личностному развитию учащихся.
Шаги для успешного внедрения социально-эмоционального обучения в школу
-
Обучение педагогических кадров. Педагоги должны пройти специальные тренинги и семинары по социально-эмоциональному обучению. Они должны освоить методики развития навыков эмоционального интеллекта, управления конфликтами, коммуникации и другие социальные навыки. Педагоги также должны быть готовы интегрировать эти аспекты в свои уроки и повседневную работу с учащимися.
-
Разработка программы. Школа должна разработать структурированную программу социально-эмоционального обучения, которая будет включать в себя цели, методики, уроки и оценочные критерии. Программа может включать в себя уроки по самосознанию, эмпатии, управлению стрессом, разрешению конфликтов, развитию навыков сотрудничества и другие социальные навыки.
-
Вовлечение родителей. Родители играют важную роль в социально-эмоциональном развитии детей. Школа может проводить информационные мероприятия для родителей, где объясняется важность социально-эмоционального обучения и предоставляются рекомендации по поддержке дома. Родители могут быть приглашены на мероприятия в школе или получать информацию через письменные материалы.
-
Оценка и коррекция. После запуска программы необходимо систематически оценивать ее эффективность. Это может включать в себя использование анкетирования для учащихся и педагогов, наблюдение за изменениями в поведении и отношениях, анализ успеваемости и обратную связь от участников программы. На основе полученных данных можно корректировать программу для повышения ее эффективности.
Внедрение социально-эмоционального обучения в школу требует усилий со стороны всех участников образовательного процесса и является важным шагом к созданию поддерживающей и эмоционально безопасной среды для развития учащихся. Но все приложенные усилия - это вклад в будущее наших детей!