/
Учителю
Воспитателю

СДВГ или невоспитанность? Подсказка для педагога

3435

С жалобой на синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка (СДВГ) часто обращаются педагоги. Рассказываем, как вовремя диагностировать, почему ремень не поможет и о роли учителя.

Что влияет на возникновение СДВГ?

Считается, что это расстройство встречается у 5% детей. Специалисты выделяют три причины — психосоциальные, генетические и биологические. Это могут быть патологии и осложнения во время беременности, наследственность, неблагоприятная социальная среда, в которой развивается ребёнок.

Как понять, что у ребенка СДВГ?

По статистике СДВГ в 3-4 раза чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Так же ему больше подвержены городские дети. Первые симптомы проявляются у ребёнка в возрасте от 5 до 7 лет. Для диагностики расстройства есть два главных критерия:

Первый: импульсивность. Ребенок нетерпелив, капризен, очень легко возбудим, идёт на неадекватный риск. Такие дети не признают никаких правил и норм, в подростковом возрасте склонны к девиантным формам поведения. 

Иногда СДВГ путают с плохим воспитанием и начинают детей воспитывать, в том числе ремнем. Это бесполезно и даже вредно.

 Второй: невнимательность. Ребёнку сложно следовать плану, выполнять задания, тем более самостоятельно. Школьник рассеян, забывчив, у него нет приоритетности внимания. Ребёнок неусидчив до такой степени, что не может досмотреть любимый мультфильм.

Эти симптомы сами по себе и в той или иной степени могут встречаться у детей без СДВГ. Но чтобы понять, что перед нами синдром (а может и более серьёзные психические расстройства), они должны обнаруживаться по меньшей мере в нескольких сферах деятельности — в школе, дома, в играх. 

Диагностировать СДВГ должен специалист, чтобы исключить более серьезные расстройства.

Чем учитель может помочь ребенку с СДВГ?

СДВГ корректируют с помощью лекарств и неформалогического подхода, где хорошую роль играет учитель. Прежде всего, это понятные, написанные и нарисованные правила, схемы и алгоритмы, постоянная обратная связь со стороны взрослых, дополнительная мотивация. 

Нормальная детская мотивация – интересно, любопытно, хочется узнать больше – у детей с СДВГ быстро угасает.

Педагогу важно действовать сообща с родителями: вместе разрабатывать программы коррекции, когда дома соблюдается режим труда и отдыха, внедрены игры для развития внимания, преодоления имульсивности и упражнения для снятия гиперактивности.

Поделитесь со всеми, кто учит детей

Читайте также

Когда нет времени на юриста, но есть Эдик
Когда нет времени на юриста, но есть Эдик
11.07.2025
57
Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
Обучение через развлечение: как правильно использовать игры на уроке
30.05.2025
568
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
Образовательные походы: как объединить учёбу и активный отдых
28.05.2025
621