В настоящее время существует множество различных технологий для повышения адаптационных ресурсов детей. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятие зажатости, заторможенности, обучения чувствованию слова и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театральная игра — ключ к познанию мира
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, а игра – одна из важнейших форм человеческой жизнедеятельности. Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс и выполняют задания, если все это связано с игрой.
Театральная игра – это не только разыгрывание в ролях определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Она представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актерского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, расширению знаний об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
«Вся жизнь игра, а люди в ней – актёры»У. Шекспир
Театр – игра, и как у игры воспитательные возможности театрализованной деятельности практически безграничны. Это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Ведь, участвуя в театральной игре, дети знакомятся с миром, который их окружает, во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а затрагиваемые в ходе разбора пьесы вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
С умственным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над ролью перед ребенком стоит задача максимально понятно и четко изъясняться, поэтому участие в театрализованной деятельности незаметно, но непременно активизирует словарь ребенка, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Тем более что само понятие «речь» имеет интегрированный характер и включает в себя как вербальные (интонация, лексика и синтаксис), так и невербальные (мимика, жесты, поза) средства, которые также активизируются в процессе занятий и получают необходимое развитие.
Как театр помогает ребенку раскрыть себя
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Именно театр помогает нам максимально развить творческие способности детей. Он и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, и развивает детскую фантазию, способность переживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение, лежащее в основе спектакля, всегда имеет нравственную направленность. Благодаря участию в постановках ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Организация театрализованной деятельности детей не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития различных способностей и творчества, но и несет в себе большой коллективообразующий заряд. Расширение круга общения, контакты с другими детьми создают такую среду развития, которая помогает каждому ребенку найти свое место и стать полноценным членом общества. А участие в спектакле вместе со взрослыми позволяет ребенку естественным образом усваивать опыт взрослых, примеряя на себя различные социальные роли и перенимая образцы поведения. Это мощнейший инструмент социализации личности.
Ребенок–актер открывает для себя целый мир новых ощущений, делает массу выводов, становясь толерантным по отношению к окружающим, начинает понимать мотивы и поступки сверстников и окружающих его людей. Участвуя, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности, подбор музыкальных характеристик персонажам, работать над ролью и т. д., а также координировать свои функции.
Ребенок-актер учится побеждать смущение и активно выражать жизненную позицию, учится внутренней дисциплине, сдерживанию эмоций, становится убедителен в диалоге, у него развиваются фантазия, память, коммуникативные способности. Даже если из него не выйдет профессионального актера, из него выйдет гармонично развитая личность, обладающая морально-нравственными ориентирами и сформированной системой общечеловеческих ценностей.
Шесть ключей к идеальной игре
Из книги М. М. Буткевича «К игровому театру» существуют 6 признаков игры.
Первый признак игры — кайф, то есть обязательное удовольствие, получаемое всеми участниками игры. Это — переживание, родственное удовлетворению от хорошего, здорового и крепкого сна, наслаждению от хорошей еды. Это чувство укоренено в самой глубине человеческой природы и фундаментализировано в истории человечества. Именно ему обязан своим существованием хомолуденс — «Человек Играющий». Без этого чувства игра продолжаться не может: переставая любить кайф, игроки выходят из игры и расходятся. «Мне скучно», — ноет маленькая девочка, отбрасывая куклу.
Второй признак игры — состязательность, то есть возможность померяться друг с другом силой и ловкостью, умением и талантом, изобретательностью и способностью предвидеть на много ходов вперед. Плюс непременное стремление победить, выиграть. Игра, в которой противники только и делают, что уступают друг другу, так же бессмысленна, как и игра с ничтожным призом. О наличии в игре самостоятельности нам безотказно сигнализируют три постоянных игровых события: разделение на команды, вызов и ставка. Разделение должно быть равноценным и интригующим, вызов — не допускающим отказа, а ставка — максимально высокой.
Наличие структуры и есть третий признак всякой игры. Обязательно регламентируются правила игры, которым подчиняется каждый. Сумма твердых правил, регулирующих и регламентирующих игровое состязание, цементирует целостность игры, становится ее костяком и бесконечно продлевает ее самотождественное пребывание в мире.
Четвертый признак игры — риск. Элемент риска придает игре особую, ни с чем не сравнимую остроту. Подбрасывая в воздух монету, вы никогда не уверены, что выпадет — орел или решка. Риск и случайность перманентно оживляют и обновляют неизменный игровой канон. Они делают игру динамичной, неожиданной, вероятностной и далеко не однозначной.
Пятый признак игры — это принципиальный ее эскапизм (уход от реальности). Да, для любой игры, всегда и обязательно характерны три «бегства», три «выхода»:
-
Выход из реального времени во «вневременность» (игровое время). Полтора часа футбольного матча, целые недели Олимпийских игр, все эти таймы, раунды, сеты и периоды выключены из исторического времени и отданы игре и только ей одной.
-
Уход в свое пространство: захватывается и ограничивается большая или меньшая часть реального пространства, чтобы сделать ее автономным пространством предстоящей игры (игровое пространство). Круги хороводов, овалы стадионов, квадраты рингов, прямоугольники кортов, площадки городошные, крокетные, детские площадки и песочницы — все это примеры пространств, оккупированных игрой и отгороженных ею ото всей остальной вселенной.
-
Выключение из социальных рамок (из социальных отношений, из росписи классов, из иерархии), освобождение (на время) ото всех социальных обязанностей и создание нового, игрового коллектива со своими, социально автономными взаимоотношениями. Обратите внимание, как высвечивается здесь очень важное родство игры: игры — это умеренный карнавал. Замаскированный под повседневность, «подпольный» карнавал. И еще одна важная добавка. Это особый эскейп: не просто уход, а уход-приход, не просто отход, а отход-подход; ребенок, играя, вроде бы уходит, отгораживается от мира взрослых, но вроде бы и подходит к нему ближе, имитируя в своей игре отвергнутый мир; участники взрослой игры вроде бы выходят на время из окружающей их действительности, из привычных своих, из приевшихся рамок, но погружаются в еще более жесткую систему игры.
Что же их сюда тянет и манит? Все тот же демократизм игры: игровая свобода, игровое равенство, игровое братство.
Шестой признак игры – неповторимость. Именно неповторимость придает игре ее непобедимый шарм, вызывает телячий восторг и поднимает ее на самый верхний этаж человеческого бытия. Точнее не сама неповторимость по себе, а ее внезапное и сиюминутное осознание всеми участниками игралища. Как я не мог сразу додуматься до этого — оно ведь лежало на поверхности: игру нельзя повторить.
Используя эти 6 признаков, можно строить и учебное и театральное занятие.
Сама театральная игра близка к сюжетной игре. Они имеют общую структуру: замысел, сюжет, содержание, игровая ситуация, роль. Но в театрализованной игре сюжет берется из художественных произведений и ставится спектакль или инсценировка. Главная особенность театрализованной игры – литературное содержание и наличие зрителей. Творчество детей проявляется здесь в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять персонажа, его поступки, прочувствовать его состояние, суметь проанализировать и оценить действия. И, конечно, ребенка волнует результат (как он сыграл, реакция зрителей).
Режиссеры и актеры: две стороны творчества
Театрально-игровая деятельность детей делится на две формы:
1.Режиссерские игры
Когда действующими лицами и героями являются определенные предметы (игрушки, куклы). Ребенок действует за сказочного персонажа, берет на себя роль режиссера, сам придумывает мизансцены, сам придумывает текст и играет роль. Именно режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является более ранним видом игр, чем знакомая всем сюжетно-ролевая, т. к. для ее организации не требуется высокого уровня игрового общения.
Самая доступная театральная игра – это игра с куклами. Предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
Настольный театр, пожалуй, самый доступный вид театра для младших дошкольников. Чтобы изготовить персонажей для него, вам понадобятся: цветной картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра, должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребенок берет игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под ее руками, и «ведет» актрису по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание, чтобы речь ребенка совпадала с движениями куклы.
Театр теней – театральная игра, где сюжет развивается с помощью кадров-картинок, проецируемых на экран в виде теней. Каждой из таких картинок управляет актер, а помогают ему палочки, прикрепленные к фигуркам. Сзади картонные куклы освещаются, что и создает тень.
2.Игры-драматизации
Когда сами дети находятся в образе действующего лица и исполняют роль. Ролевое поведение, осуществляемое ребенком в игре-драматизации, дает ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет воображение в творческое русло. В игре-драматизации ребенок с помощью средств выразительности (интонация, мимика, пантомимика) создает собственный образ, производить собственные действия исполнении роли.
Пальчиковый театр – это театр актеров, которые всегда с нами. Кукол ребенок надевает на пальцы и сам действует за персонажа, изображенного на руке. По ходу действия ребенок двигает одним или несколькими пальцами. Особенно удобен такой театр при разучивании и проигрывании пальчиковых игры и гимнастик, небольших стихотворений и потешек.
Театр Петрушки - здесь используются куклы перчаточного типа. Это кукла, полая внутри, надевается на руку – указательный палец продевается в голову, руки – большой и средний пальцы, а остальные прижимаются к ладони. Сшить такие куклы довольно просто: основой могут послужить старые варежки – туловище, для волос – кусочки меха, нитки, пряжа, глаза, нос и рот – бусинки или пуговицы. Здесь может проявиться любая фантазия вас и вашего ребенка.
Использование в театральной деятельности таких видов театра, где ребенок скрыт за экраном или ширмой, очень актуально для детей, плохо адаптирующихся в новых условиях или страдающих излишней застенчивостью. Это помогает им владеть своим телом и не стесняться его, освободиться от внутренних зажимов, воплотить через игру несбывшиеся идея и мечты, проверить себя и поверить в себя. А наблюдая за другими воспитанниками и сотрудничая с ними, эти дети расширяют свой поведенческий репертуар, прощаются со своими комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное, навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.